ООО планирует заключить договор аренды нежилого помещения на срок более одного года в здании, находящемся на территории обособленного складского комплекса. Договором предусматривается оплата арендной платы, состоящей из двух частей: основной арендной платы и переменной арендной платы. Согласно условиям договора переменная часть арендной платы определяется как доля арендатора в расходах на ремонт, уборку, отопление, электроснабжение, охрану, озеленение и др

В соответствии с условиями заключаемого договора в рамках ежеквартального аудита арендодатель предоставляет копии документов, подтверждающих эксплуатационные расходы, в том числе всю первичную учетную документацию. После окончания каждого отчетного года арендодатель предоставляет арендатору краткую сводку по расходам и отчет по эксплуатационным расходам, заверенный оценщиком арендодателя или арендодателем.

Правомерно ли включение расходов по аренде нежилых помещений с учетом вышеизложенных особенностей договора в состав расходов, учитываемых для целей налога на прибыль? Правомерно ли принятие к вычету НДС по всей арендной плате на основании первичных документов (актов и счетов-фактур по оказанной услуге аренды), выставленных арендодателем в соответствии с требованиями законодательства РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/86

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

Из письма следует, что помимо основной арендной платы арендатор уплачивает арендодателю переменную арендную плату (ремонт, уборка, электроснабжение и т. д.).

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 ст. 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Например, ст. 264 НК РФ установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень данных расходов является открытым и включает в себя, в частности, арендные платежи за арендуемое имущество, а также другие виды расходов.

Следовательно, для того или иного вида расхода установлена специальная норма, в соответствии с которой он может быть учтен для целей налогообложения. При этом учет таких расходов зависит от соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

По вопросу о применении налога на добавленную стоимость при приобретении на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества издано Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86, согласованное с Минфином России.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с нормами НК РФ право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении в том числе вышеуказанных услуг, предоставлено только налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, состоящим на учете в российских налоговых органах.

Также сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

10.02.2011