О нераспространении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ на осуществление контроля за целевым использованием земель, лесов и водных объектов, которые предоставлены в пользование на основании гражданско-правовых договоров

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 февраля 2011 г. N Д05-347

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и сообщает.

Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Охрана частной собственности, а также содержание права собственности и оборотоспособность объектов гражданских прав закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 35) и в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. ст. 209, 129), в связи с чем не могут являться предметом регулирования Закона N 294-ФЗ.

Одновременно сообщаем, что исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки, в том числе в рамках земельного контроля, приведен в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Вместе с тем следует отметить, что в случае если контроль за целевым использованием земель, лесов и водных объектов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и объектом проверок органа государственного либо муниципального контроля является исполнение лицом существенных условий договоров аренды (лесов, земель, водных объектов), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса, и иных видов договоров - концессии, долгосрочного, краткосрочного, безвозмездного пользования, установления сервитутов, то на данные правоотношения действие Закона N 294-ФЗ не распространяется, так как основанием прекращения права природопользования являются юридические факты, которые содержатся в земельном, водном, лесном и ином законодательстве применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов и, в свою очередь, закреплены в договоре.

При этом следует учитывать тот факт, что при осуществлении вышеуказанного контроля, то есть контроля за исполнением гражданско-правовых договоров, ответственность хозяйствующих субъектов (сторон договора) также должна ограничиваться условиями договора, заключенного в рамках гражданского законодательства, исключая меры административного воздействия, вытекающие из властных полномочий контролирующего органа.

Так, к примеру, использование природного объекта не по целевому назначению является одним из оснований принудительного прекращения права пользования природными ресурсами и, соответственно, основанием для расторжения договора аренды или иных видов договоров в установленном законом порядке.

В случае если возникают отношения власти-подчинения (публичные отношения) с применением мер административного воздействия, вытекающих из властных полномочий контролирующего органа, которых нет при исполнении гражданско-правовых договоров, то государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль должен осуществляться в полном соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.

В связи с этим вышеизложенные разъяснения не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.

Директор

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

09.02.2011