Почему решения судов исполняются наполовину?

(Соколова Т.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 37)

Текст документа

ПОЧЕМУ РЕШЕНИЯ СУДОВ ИСПОЛНЯЮТСЯ НАПОЛОВИНУ?

Т. СОКОЛОВА

Таисия Соколова, ведущий специалист управления Росрегистрации по республике Карелия.

Наше издание традиционно уделяло значительное внимание нелегкой судьбе реформы института государственной регистрации юридических лиц, в том числе активно принимая участие в дискуссии о недавних новеллах, предусматривающих внесудебный порядок ликвидации юридических лиц, фактически не осуществляющих деятельность. С критическим осмыслением этих новелл выступают сотрудники регистрирующих органов.

Изменения, внесенные ФЗ от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ (далее - Закон) в ГК РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступили в силу 6 июля 2005 года.

Сергей Разгулин в статье "Внесудебная ликвидация - теперь реальность", опубликованной в N 28 "ЭЖ-Юрист" за 2005 г., указывает, что "постоянный механизм исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц... должен способствовать устранению правовых пробелов, связанных с ликвидацией юридических лиц, качественно улучшить систему государственной регистрации, повысить достоверность и актуальность сведений, содержащихся в единых государственных реестрах, создать стабильность в сфере имущественных отношений".

Исключение из правил

Однако порядок, предусмотренный этим Законом и подходящий для коммерческих юридических лиц, неприменим для юридических лиц, регистрируемых в специальном порядке, установленном ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно общественных и религиозных объединений.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации, ликвидации общественных и религиозных объединений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (органы Федеральной налоговой службы) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации (Росрегистрация) или его территориальными органами решений о соответствующей государственной регистрации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных и религиозных объединений, осуществляет также контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Согласно ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" и п. 9 ст. 8 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" общественные и религиозные объединения могут быть признаны по решению суда прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц и исключены из ЕГРЮЛ в связи с неоднократным непредставлением ими обновленных сведений.

Кроме того, такие объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующих руководящих органов, их названий и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Несоблюдение этого требования также является основанием для обращения в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ.

Практика подтверждает

В 2004 году в Республике Карелия 160 общественных объединений решениями судов были признаны прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц в порядке ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях". В 1 полугодии 2005 года по решениям судов из реестра были исключены сведения о 154 общественных объединениях. В ЕГРЮЛ вносится запись о признании данных юридических лиц прекратившими свою деятельность, но такая запись не является основанием для снятия объединений с налогового учета. Поэтому налоговые органы требуют от таких лиц проведения процедуры ликвидации, предусмотренной законом. Объединения также привлекаются к административной ответственности за нарушение налогового законодательства, несмотря на наличие в ЕГРЮЛ записи о признании их прекратившими свою деятельность по решениям судов. То есть фактически правовые последствия, которые должны возникать после вынесения судами решений, в данных случаях не возникают.

Таким образом, необходимо учитывать, что объединения, признанные прекратившими свою деятельность решениями судов, - это "мертвые" юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, руководящие органы которых распались, и поэтому не представляющие информации о себе в предусмотренные законом сроки в органы, принявшие решения об их регистрации. Кроме того, у таких объединений нет средств на проведение процедуры ликвидации в установленном порядке. Признание же юридического лица прекратившим деятельность по решению суда не рассматривается новым Законом в качестве основания для исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц и для снятия с налогового учета.

Общественные и религиозные объединения являются некоммерческими организациями. Большая часть этих юридических лиц не ведет предпринимательскую деятельность.

При этом для ведения уставной деятельности таких юридических лиц наличие внешних атрибутов, например банковского счета, не обязательно. Указанное же в Законе нарушение налогового законодательства, как представляется, не может быть основанием ликвидации юридического лица. За непредставление налоговой отчетности предусматривается возможность привлечения нарушителей к административной ответственности.

В результате в процессе применения Закона может сложиться ситуация, когда действующее, но не осуществляющее банковских операций и, возможно, просто нарушающее налоговое законодательство общественное или религиозное объединение будет признано "фактически прекратившим свою деятельность" и ликвидировано.

Новеллы нуждаются в уточнении

При принятии Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 ГК РФ", по нашему мнению, законодателем не была учтена сложившаяся практика, и уже сейчас требуется внесение в недавно вступивший в силу Закон соответствующих изменений и дополнений.

Так, в качестве одного из оснований признания юридического лица недействующим, указанных в статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации", следует указать признание юридического лица прекратившим свою деятельность по решению суда, а статью 22 данного Закона дополнить пунктом, в котором предусматривалась бы возможность исключения юридического лица, признанного судом прекратившим деятельность в порядке ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" или п. 9 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", из ЕГРЮЛ - путем внесения в него соответствующей записи.

Кроме того, в Законе должен быть урегулирован одинаковый для всех юридических лиц, ликвидируемых в судебном или предусмотренном новым Законом внесудебном порядке, механизм, который бы предусматривал одновременное с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица снятие его с налогового учета.

Внесение указанных изменений позволит устранить несоответствие Единого государственного реестра юридических лиц и учетных данных об общественных и религиозных объединениях, содержащихся в органах Росрегистрации, решения же судов будут исполняться фактически.

Название документа