Организация, занимающаяся оптовой торговлей, арендует по договору офисное помещение до 31.12.2010. Организация решила поменять офисное помещение на большее по площади и лучшее по классу. Для этого организацией был заключен долгосрочный договор аренды на новое офисное помещение с 01.06.2010. С 01.06.2010 по 01.11.2010 в новом помещении подрядным способом проводился ремонт, включающий как неотделимые, так и отделимые улучшения. Фактический переезд в новый офис планируется 01.12.2010. Договор на новое офисное помещение пройдет государственную регистрацию не ранее февраля 2011

Каким образом учесть в целях исчисления налога на прибыль арендную плату по старому офису, уплачиваемую до 31.12.2010, и арендную плату по новому офису, уплачиваемую с 01.06.2010? В договоре аренды нового офиса указано, что он действует с момента подписания, в том числе в период между подписанием договора и его государственной регистрацией.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/84

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. Расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса).

В ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Кроме того, согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

09.02.2011