О порядке реализации прав саморегулируемых организаций, закрепленных в ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 февраля 2011 г. N Д05-341

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.

Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) не установлено специального порядка реализации прав саморегулируемых организаций, изложенных в ч. 3 ст. 6 Закона о саморегулируемых организациях. Таким образом, реализация указанных прав, в том числе участие саморегулируемой организации в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направление в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых саморегулируемой организацией независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов, может осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе направлять рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Дополнительно обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органы, организации, их должностные лица обязаны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Кроме того, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) может проводиться институтами гражданского общества и гражданами за счет собственных средств в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, в соответствии с п. 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 (далее - Регламент Правительства Российской Федерации), размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, в соответствии с п. 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации проекты актов, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, направляются на заключение об оценке регулирующего воздействия в Министерство экономического развития Российской Федерации. В указанном заключении дается оценка регулирующего воздействия соответствующих решений с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 13 - 17 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 31.08.2010 N 398, для целей учета мнения субъектов предпринимательской и иной деятельности в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проводятся публичные консультации с размещением на официальном сайте в сети Интернет уведомления о проведении публичных консультаций, к которому прилагаются проект акта, в отношении которого проводится углубленная оценка, пояснительная записка к нему, а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций. Публичные консультации могут также проводиться посредством обсуждения проекта акта с участием представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности, в том числе некоммерческих организаций, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности, в постоянно действующих или специально создаваемых в этих целях консультативных органах при Минэкономразвития России в соответствии с положением об этих органах.

С учетом изложенного права саморегулируемых организаций, установленные ч. 3 ст. 6 Закона о саморегулируемых организациях, могут быть реализованы с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего в том числе вопросы рассмотрения обращений граждан, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Директор

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

08.02.2011