Деятельность организации связана с эксплуатацией, обслуживанием и хранением стационарного радиоизотопного термоэлектрического генератора. В этой связи организацией заключен договор с частным охранным предприятием, по условиям которого охранное предприятие должно обеспечивать круглосуточную охрану стационарного радиоизотопного термоэлектрического генератора, хранящегося на открытой площадке. По мнению налогового органа, организация неправомерно учитывает в расходах затраты, произведенные для оплаты договора, по причине экономической нецелесообразности, так как вышеуказанный генератор выгоднее хранить в закрытом помещении, которое оснащено сигнализацией. Вывод налогового органа основан на том, что у организации имеется такое помещение: это склад, размер свободной площади которого позволяет разместить в данном помещении генератор. Более того, складское помещение уже оснащено системой электронной сигнализации, так как в нем хранятся некоторые виды оборудования. Вправе ли в данной ситуации организация учитывать в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты, произведенные ею для оплаты договора о предоставлении услуг частным охранным предприятием?

Ответ: Да, учитывая специфику охраняемого объекта, в данном случае организация вправе учитывать в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты по оплате договора о предоставлении услуг частным охранным предприятием. Такой вывод основан на следующих положениях действующего законодательства РФ.

С 21.01.2011 начало действовать Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.10.2010 N 131 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2749-10 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоизотопными термоэлектрическими генераторами" (зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2010 N 19165 и опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 10.01.2011).

СанПиН 2.6.1.2749-10 (далее - Правила) регламентируют требования по обеспечению радиационной безопасности при всех видах обращения со стационарными радиоизотопными термоэлектрическими генераторами (далее - РИТЭГ).

Пунктом 1.1.2 Правил установлено, что требования Правил обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с обращением с РИТЭГ.

Согласно п. 1.2.1 Правил РИТЭГ предназначены для обеспечения электропитания автономных установок наземного и акваторного назначения, устанавливаемых в отдаленных труднодоступных непосещаемых местах.

Потенциальная радиационная опасность РИТЭГ связана с наличием в нем радиоактивных веществ очень большой активности (п. 1.2.3 Правил).

Отдельный раздел (разд. III) Правил посвящен хранению и транспортировке РИТЭГ.

В частности, п. 3.3 Правил установлено, что РИТЭГ хранят в специально выделенных для этой цели производственных помещениях со свободным доступом воздуха или на открытых площадках. При этом обеспечивают условия хранения, исключающие возможность их повреждения, хищения или несанкционированного использования и обеспечивающие радиационную безопасность людей, находящихся в смежных помещениях или на прилегающей территории.

Таким образом, Правила не устанавливают жесткие требования к месту хранения РИТЭГ, а оставляют право выбора за самой организацией. При этом независимо от выбранного места хранения РИТЭГ организация обязана обеспечить условия хранения, которые указаны в Правилах. Выбор способа охраны также остается за организацией, поскольку Правилами он не регламентируется.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик, в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).

Очевидно, что если организация выбрала для хранения РИТЭГ открытую площадку и при этом посчитала, что для исключения возможности повреждения, хищения или несанкционированного использования РИТЭГ целесообразнее прибегнуть к услугам надлежащей профессиональной охраны частным охранным предприятием, то данные решения не противоречат законодательству.

При этом тот факт, что у организации имеется оснащенное сигнализацией складское помещение, размер свободной площади которого позволяет разместить в нем генератор, не может служить причиной, по которой расходы по оплате договора с ЧОП признаются необоснованными.

В этой связи можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, в котором разъяснено, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Учитывая изложенное, в данной ситуации организация вправе учитывать в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты по оплате договора о предоставлении услуг частным охранным предприятием.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.02.2011