На территории городского парка культуры и отдыха расположено кафе. Допускается ли реализация в данном кафе алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции? По мнению контролирующего органа, парк культуры и отдыха является местом массового скопления граждан

Ответ: Реализация в кафе, расположенном на территории парка культуры и отдыха, алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается, если парк культуры и отдыха законом соответствующего субъекта РФ (но не актом органа местного самоуправления) не отнесен к местам массового скопления граждан.

Обоснование: В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица).

Таким образом, запрет на розничную продажу алкогольных напитков не действует в отношении организаций, представляющих собой пункты общественного питания, расположенные на территориях организаций культуры.

Очевидно, что парк культуры и отдыха является организацией культуры.

Одновременно с этим, в соответствии с п. 3 данной статьи, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

При этом из системного толкования норм п. п. 2 и 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не следует, что учреждения культуры (в том числе парки культуры и отдыха) не могут быть отнесены к местам массового скопления граждан в установленном законом порядке.

Однако право включать в этот перечень иные объекты, не предусмотренные указанной нормой, предоставлено субъектам РФ. Органы местного самоуправления вправе определять только прилегающие территории к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности. Данный вывод сделан в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.10.2008 N А74-3129/07-Ф02-4817/08.

Аналогично ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 20.10.2010 N А63-4172/2009 отметил, что открытость перечня мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности не свидетельствует о наличии полномочий органа местного самоуправления по его дополнению или уточнению. Рассматривая правомерность отнесения конкретных мест, расположенных в пределах муниципального образования, к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности органом местного самоуправления, суд принял во внимание, что перечень таких мест, названный в п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, указывает на категории таких объектов в связи с осуществлением определенного рода деятельности (аэропорты, автовокзалы, продовольственные рынки, военные объекты и т. п.), в то время как орган местного самоуправления при отнесении конкретного объекта или территории к месту массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности не учитывает наличие аналогичных объектов, выполняющих аналогичную деятельность на территориях других муниципальных образований, не принявших такие же решения, что однозначно приводит к неоднородности правового регулирования одной и той же предпринимательской деятельности в пределах одного субъекта Российской Федерации.

В данном Постановлении парк культуры и отдыха был отнесен к местам массового скопления граждан не законом субъекта РФ, а органом местного самоуправления.

Так, законами некоторых субъектов РФ к местам массового скопления граждан отнесены детские, образовательные, медицинские организации и установлен порядок определения прилегающих к ним территорий, в пределах которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 13.01.2010 N 25-Г09-23, от 10.12.2008 N 3-Г08-23, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.04.2010 N А32-18623/2009-66/448, от 07.10.2008 N Ф08-5956/2008).

Е. А.Шестернева

Минфин России

07.02.2011