Правомерно ли привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, организации, осуществляющей деятельность по закупке, хранению и поставке спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (одеколона, туалетной воды, духов) емкостью менее 150 мл, в случае непредставления ею декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Ответ: Привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, организации, осуществляющей деятельность по закупке, хранению и поставке спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (одеколона, туалетной воды, духов) емкостью менее 150 мл, в случае непредставления декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции неправомерно.

Обоснование: Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

При этом ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Таким образом, законом установлена обязанность организаций, осуществляющих закупку и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, осуществлять декларирование объема производства и оборота данной продукции.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Из данной нормы следует, что парфюмерно-косметическая продукция может быть как спиртосодержащей, так и неспиртосодержащей, а также что спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция подпадает под регулирование Закона N 171-ФЗ, если в ней содержание этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

При этом в п. 4 ст. 1 Закона N 171-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации, исходя из объема потребительской тары (упаковки) или стоимости парфюмерно-косметической продукции, вправе устанавливать перечень продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие данного Закона.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 401, вступившим в силу с 01.07.2007, утвержден Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", исходя из объема потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции.

Согласно указанному Перечню максимальный объем потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции для одеколонов, туалетных и душистых вод - 150 мл; духов - 150 мл; эфирных масел - 25 мл; косметических и парфюмерных наборов - 450 мл.

Следовательно, в рассматриваемом случае организация осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, на которую действие Закона N 171-ФЗ не распространяется. Следовательно, у нее отсутствует обязанность по декларированию объема производства и оборота данной продукции. Аналогичной позиции придерживается судебная практика (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2010 N А75-3757/2010, ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2008 N А05-11970/2007).

Е. А.Шестернева

Минфин России

07.02.2011