Правомерно ли привлечение организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в случае реализации алкогольной продукции с оторванной (надорванной) частью акцизной марки?
Ответ: Исходя из сложившейся судебной практики привлечение организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правомерно в случае реализации ею алкогольной продукции с оторванной, но не надорванной частью акцизной марки.
Обоснование: Пункт 3 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, в п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ указано, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона N 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками.
Пунктом 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.
Согласно п. 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212, марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Суды приходят к выводу, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением целостности федеральной специальной марки, а именно когда часть марки оторвана, тождественна реализации немаркированной алкогольной продукции, а следовательно, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.12.2008 N А19-7315/08-27-Ф02-6568/08, от 09.10.2007 N А74-1389/07-Ф02-7236/07, ФАС Дальневосточного округа от 17.10.2008 N Ф03-4496/2008, Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N А33-4744/2009-03АП-1653/2009).
В то же время наличие надорванной марки (в части номера) и невозможность ее идентифицировать ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.01.2005 N А56-24811/04 не признал достаточным для состава административного правонарушения.
Е. А.Шестернева
Минфин России
07.02.2011