Правомерно ли привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в случае отсутствия ценников на некоторые наименования реализуемой алкогольной продукции, если ценники были сняты на незначительное время для переоформления?
Ответ: Привлечение организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае отсутствия ценников на некоторые наименования реализуемой алкогольной продукции правомерно, даже если ценники были сняты на незначительное время для переоформления. При этом некоторые суды рассматривают такого рода правонарушения как малозначительные.
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Исходя из п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать, в частности, сведения о цене алкогольной продукции.
Согласно положениям п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Таким образом, законодательством установлено императивное требование о наличии ценников на реализуемую алкогольную продукцию.
При этом тот факт, что отсутствие ценников вызвано необходимостью их переоформления, значения не имеет. Данная позиция подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2008 N А43-6459/2007-40-137).
Так, суд пришел к выводу, что организация, осуществляющая реализацию алкогольной продукции, не приняла всех зависящих от нее мер предусмотрительности и заботливости по соблюдению законодательства о реализации алкогольной продукции, в ее действиях имеется состав правонарушения, поскольку алкогольная продукция не снималась с продажи в период замены ценников (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2008 N Ф04-1532/2008(1763-А27-32)).
Кроме того, ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.07.2003 N Ф09-1966/03-АК указал, что замена ценников происходит только после выписки и установки нового ценника.
При этом отметим, что некоторые суды подобные нарушения признают малозначительными (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2008 N Ф03-5928/2008).
Е. А.Шестернева
Минфин России
07.02.2011