Организация осуществляет сброс очищенных сточных вод в акваторию реки при отсутствии у нее решения уполномоченных федеральных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ?

Ответ: Привлечение организации к административной ответственности за сброс очищенных сточных вод в акваторию реки при отсутствии у нее решения уполномоченных федеральных органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии со ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правомерным.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Пункт 2 ч. 2 ст. 5 ВК РФ относит к поверхностным водным объектам водотоки (реки, ручьи, каналы).

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи.

В силу ч. 2 указанной статьи пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Как указывает п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в частности, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Часть 3 указанной статьи не устанавливает исключений из приведенного правила для очищенных сточных вод.

Согласно ч. 4 ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 ВК РФ.

Исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ для необходимости наличия у водопользователя решения о предоставлении водных объектов в пользование не имеет значения факт очистки или отсутствия очистки сточных вод.

Данная позиция подтверждена также анализом судебной практики.

Как следует из Постановления ФАС Поволжского округа от 02.12.2008 N А55-10252/2008 и Решения Уссурийского городского суда Приморского края от 21.06.2010 N 2-3362/2010, сброс очищенных сточных вод при отсутствии разрешительных документов на данный вид водопользования является неправомерным действием.

В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.02.2011