На склад торговой организации поступила партия товаров без расчетных документов. Как поступить бухгалтеру: отразить стоимость товара на счетах бухгалтерского учета либо учесть за балансом в условной оценке? Какими первичными документами оформить поступление товаров?

Ответ: В соответствии с п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ), материальные запасы, поступившие в организацию без расчетных документов (счета, платежного требования, платежного поручения или других документов, принятых для расчетов с поставщиками), считаются неотфактурованными поставками. Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов, то есть в случае поступления товаров в торговую организацию используется счет 41 "Товары". При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам (п. 39 Методических указаний по учету МПЗ).

Следует отметить, что не все полученные организацией торговли товары можно считать неотфактурованной поставкой, а лишь те, поставщик которых известен. В противном случае организация принимает меры по установлению поставщика и получению от него расчетных документов, учитывая до того момента товары на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" либо ином забалансовом счете, предусмотренном учетной политикой торговой организации.

Обращаем внимание на то, что договор поставки может содержать условие об особом переходе права собственности (например, право собственности сохраняется за продавцом до оплаты товара (ст. 491 Гражданского кодекса РФ)). В случае если в договоре поставки имеется такой пункт, бухгалтер торговой организации должен убедиться, что товар оплачен, иначе стоимость поступивших ТМЦ также подлежит учету за балансом.

Что касается документального оформления поступления партии товаров без документов, то согласно п. 37 Методических указаний по учету МПЗ неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Отметим, что для торговых организаций Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. В частности, для оформления приемки и оприходования фактически полученных товарно-материальных ценностей, поступивших на склад торговой организации без счета поставщика (то есть для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию), применяется унифицированная форма N ТОРГ-4 "Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика". В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) (далее - Указания) членами комиссии при участии материально ответственного лица составляется названный акт в двух экземплярах, первый - передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица. Таким образом, сопоставляя требования двух нормативных документов (Методических указаний по учету МПЗ, Указаний), по нашему мнению, акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика, следует составить не менее чем в трех экземплярах (для отправки последнего экземпляра поставщику).

С. В.Манохова

Консалтинговая группа "Аюдар"

03.02.2011