Налоговым органом проведена проверка организации по вопросам соблюдения законодательства о порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций. В ходе проверки установлен факт превышения лимита остатка кассы. По результатам проверки налоговым органом вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным, указав, что согласно условиям договора, заключенного с банком, выручка может сдаваться в банк ежедневно до 15 часов, а организация работает до 20 часов, в связи с чем образуется остаток выручки, который может быть сдан в банк только на следующий день (по условиям договора), следовательно, данный остаток выручки (а налоговым органом именно он и был выявлен) не является превышением установленного лимита. Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Позиция организации, выразившаяся в том, что остаток выручки не является превышением лимита остатка кассы, так как по условиям заключенного с банком договора остаток выручки, образовавшийся в кассе после 15 часов, может быть сдан в банк только на следующий день, является правомерной.

Обоснование: В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются, в частности, функции по определению порядка ведения кассовых операций.

Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Пунктом 5 Порядка установлено, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

В соответствии с п. 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

На основании п. 2.4 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств, в частности, для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, на следующий день.

В рассматриваемой ситуации между организацией и банком заключен договор, по условиям которого выручка сдается в банк ежедневно до 15 часов, однако организация работает до 20 часов, в связи с чем образуется остаток выручки, который может быть сдан в банк только на следующий день.

Таким образом, данный остаток выручки, образовавшийся после 15 часов, не будет являться превышением установленного лимита.

Из вышеизложенного следует, что позиция организации правомерна.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.09.2010 N Ф09-7778/10-С1.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.02.2011