Организация к Новому году заказывает у сторонней фирмы пакеты бумажные, календари, открытки и буклеты с указанием на них логотипа организации, которые в дальнейшем передаются клиентам вместе с новогодними подарками. Может ли организация включить данные затраты (на пакеты бумажные, календари, открытки и буклеты) в состав расходов в целях налога на прибыль?

Ответ: Расходы на пакеты бумажные, календари, открытки, буклеты с логотипом организации, приобретенные в целях передачи клиентам, можно учесть для целей налогообложения налогом на прибыль как в качестве рекламных, так и в качестве представительских (при вручении представителям других организаций в целях поддержания взаимного сотрудничества).

Обоснование: Расходы на приобретение подарков (пакетов бумажных, календарей, открыток и буклетов) можно учесть для целей налогообложения, если они соответствуют нормам ст. 252 Налогового кодекса РФ, то есть расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны.

Например, документальным подтверждением расходов на подарки являются счета, платежные поручения, накладные, приказы о выдаче подарков клиентам.

Экономическим обоснованием произведенных расходов является необходимость создания и поддержания положительного имиджа компании, привлечения новых клиентов и развития долгосрочных отношений с контрагентами.

В соответствии с пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся рекламные расходы.

Согласно Письму ФАС России от 23.01.2006 N АК/582 (Приложение 1 к Письму ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) осуществляется в рекламных целях. При этом дальнейшее распространение данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе, не имеет значения.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Таким образом, отличительными признаками рекламы являются, во-первых, привлечение внимания к объекту рекламирования, а во-вторых, адресация информации неопределенному кругу лиц. Признак направленности рекламы неопределенному кругу лиц является основанием для споров с налоговыми органами. Дело в том, что Федеральный закон N 38-ФЗ устанавливает определенные требования к рекламе как к информации, ее содержанию, местам и способам распространения. Однако данный Закон не регулирует порядок передачи такой информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или при подготовке ее к распространению для неопределенного круга лиц (Письмо ФАС России от 30.10.2006 N АК/18658 - Приложение 2 к Письму ФНС России N ШТ-6-03/348@).

Несмотря на то что подарки с логотипом организации распространяются среди ее клиентов, то есть среди определенного круга лиц, тем не менее главное, что информация об организации, указанная на подарках, адресована неопределенному кругу лиц. Разъяснение понятия "неопределенный круг лиц" ФАС России дает в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (Приложение 3 к Письму ФНС России N ШТ-6-03/348@). Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены как получатели рекламной информации и как конкретная сторона правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает, что в самой рекламе не указываются лица, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков. Ведь определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена, заранее невозможно.

Чтобы подтвердить экономическую оправданность затрат на подарки с логотипом организации, их вручение следует проводить в рамках положения о рекламе, планов проведения рекламных мероприятий.

Затраты на подарки контрагентам (пакеты бумажные, календари, открытки и буклеты) можно отнести и к представительским расходам (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ), если данные расходы связаны с приемом представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Представительские расходы учитываются для целей налогообложения в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за соответственно отчетный (налоговый) период.

Документальным подтверждением расходов на подарки как представительских расходов могут быть счета-фактуры, накладные, платежные поручения, бухгалтерские справки, оборотные ведомости, сметы (Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10).

Н. М.Хазова

РУНА

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

01.02.2011