Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка организации-продавца, в ходе которой проверены правильность исчисления, удержания, полнота и своевременность перечисления единого налога на вмененный доход. По итогам проверки налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в связи с указанием организацией в платежном поручении неверного кода бюджетной классификации - 000 1 05 03000 01 0000 110 вместо 000 1 05 02000 02 0000 110, что привело, по мнению налогового органа, к непоступлению денежных средств в федеральный бюджет. Организация не обращалась в налоговый орган с заявлениями о допущенной ошибке. Не согласившись с данным решением, она обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Является ли правомерным решение налогового органа?
Ответ: Решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности является неправомерным, так как организация допустила ошибку в оформлении поручений на перечисление налога, не повлекшую неперечисление суммы ЕНВД в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, при этом исполнение обязанности по уплате налога не поставлено в зависимость от правильного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В п. 4 ст. 45 НК РФ перечислены случаи, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н, установлен код бюджетной классификации для единого налога на вмененный доход - 000 1 05 02000 02 0000 110.
В рассматриваемой ситуации организацией в платежном поручении был неверно указан код бюджетной классификации, а именно: вместо 000 1 05 02000 02 0000 110 был указан код бюджетной классификации 000 1 05 03000 01 0000 110, который установлен для единого сельскохозяйственного налога.
В п. 4 ст. 45 НК РФ неправильное указание кода бюджетной классификации не предусмотрено в качестве основания для признания налога неуплаченным. Таким образом, перечисленные денежные средства должны быть зачислены в бюджетную систему.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Таким образом, обращение налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговые органы не является обязательным. Допустив ошибку, которая не привела к бюджетным потерям, налогоплательщик вправе уточнить платеж.
В рассматриваемом случае организация допустила ошибку в оформлении поручений на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, и не обратилась в налоговый орган с заявлениями о допущенной ошибке.
Уплаченные организацией суммы ЕНВД зачислены на счет Федерального казначейства, что указывает на выполнение организацией своей обязанности по уплате налога. При этом исполнение обязанности по уплате налога не поставлено в зависимость от правильного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации.
Такая позиция содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КА-А40/11099-08, от 01.07.2009 N КА-А41/5651-09.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
28.01.2011