Российская организация - принципал поручает агенту, который является резидентом ОЭЗ (г. Калининград), приобрести товар за границей и в последующем реализовать его в ОЭЗ. Каковы налоговые последствия по НДС у принципала?

Ответ: В ситуации, когда российская организация - принципал поручает агенту, который является резидентом ОЭЗ (г. Калининград), приобрести товар за границей и в последующем реализовать его в ОЭЗ, у принципала возникают обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении операции по реализации агентом указанного товара в общеустановленном порядке. При условии соблюдения требований ст. ст. 169, 171 и 172 Налогового кодекса РФ принципал вправе принять к вычету предъявленную ему агентом сумму НДС в отношении агентского вознаграждения.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ.

В силу п. 1 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 (далее - Соглашение), свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

На основании п. 2 ст. 10 Соглашения иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией - агентом, являющейся резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области, объекта налогообложения по НДС не возникает (реализация происходит не на территории РФ). Ввоз товара на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области производится без уплаты НДС. В то же время при реализации данного товара в Особой экономической зоне в Калининградской области возникает объект налогообложения по НДС.

При этом у принципала возникают обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении операции по реализации агентом указанного товара в общеустановленном порядке.

Исходя из п. 1 ст. 156, НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

При условии соблюдения требований ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ принципал вправе принять к вычету предъявленную ему агентом сумму НДС в отношении агентского вознаграждения.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

14.02.2014