Правоспособность Организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
(Павлов В. А.) ("Журнал российского права", 2005, N 9) Текст документаПРАВОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ
В. А. ПАВЛОВ
Павлов Василий Александрович - аспирант ИЗиСП.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, она же - Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - "ФСК ЕЭС"), была зарегистрирована 25 июня 2002 г. как стопроцентное дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". Первое нормативное упоминание о ФСК ЕЭС содержится в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" (далее - Постановление N 526), которым были утверждены Основные направления реформирования электроэнергетики РФ. После принятия Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Вводный закон) ФСК ЕЭС получила второе нормативное название - "Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью". В соответствии с нормативно-правовыми актами указанные ниже наименования этой организации имеют равную силу и тождественны между собой, так как имеют в виду одно и то же юридическое лицо: 1. Федеральная сетевая компания; 2. Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"; 3. ОАО "ФСК ЕЭС"; 4. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. ФСК ЕЭС является особенной, по сравнению с обычными юридическими лицами, организацией, обладающей на праве собственности имущественными комплексами, расположенными фактически во всех субъектах Российской Федерации. В то же время ФСК ЕЭС придан законом особый правовой статус - статус организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Подобного статуса нет больше ни у одной организации в России. ФСК ЕЭС зарегистрирована в городе Тосно Ленинградской области, где и находится ее юридический адрес. Все имущество ФСК ЕЭС, в каком бы географическом районе страны оно ни находилось, состоит на балансе ОАО по месту нахождения ФСК ЕЭС (то есть по месту регистрации - в г. Тосно). ФСК ЕЭС - инициатор судебного прецедента, связанного с постановкой на учет недвижимого имущества в налоговых органах по месту нахождения такого имущества (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-26347/03 от 20 апреля 2004 г.). Однако местонахождение органов управления Компанией отличается от юридического адреса (адреса государственной регистрации, адреса местонахождения ОАО). Органы управления ФСК ЕЭС расположены в г. Москве, и это отражено в ее уставе (так называемый почтовый адрес). Нельзя назвать указанную выше ситуацию с различными адресами законной, поскольку, во-первых, это противоречит п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, причем государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; во-вторых, это создает ряд объективных трудностей в хозяйственной деятельности Компании. Для устранения этого противоречия целесообразно соединить юридический адрес и адрес местонахождения органов управления ФСК ЕЭС в одном месте. Отличительной особенностью Компании является уникальность ее видов деятельности. Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. То или иное юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В уставе ФСК ЕЭС предусмотрено, что эта организация вправе осуществлять следующие виды деятельности: - оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии; - оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; - оказание услуг связи; - оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета; - диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими; - диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России; - разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ; - развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку; - развитие сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку; - оказание услуг по передаче и распределению тепловой энергии по тепловым сетям, находящимся в собственности Общества и используемым для собственных технологических целей; - эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства; - деятельность по предупреждению и тушению пожаров, монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, связанных с функционированием электросетевого хозяйства; - осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства; - хранение нефтепродуктов, используемых для технологических целей; - осуществление внешнеэкономической деятельности, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами в целях обеспечения предусмотренных Уставом видов деятельности Общества; - образовательная деятельность в целях подготовки, переподготовки и обучения персонала, включая проверку знаний персоналом норм и правил по устройству электроустановок и технической эксплуатации, по охране труда, по пожарной безопасности и по другим действующим нормативным документам; - перевозка грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом в технологических целях; - эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта и грузоподъемных механизмов, используемых в технологических целях; - охранная и сыскная деятельность исключительно в интересах собственной безопасности в рамках создаваемой Обществом службы безопасности, которая в своей деятельности руководствуется Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и действующим законодательством РФ; - организация и проведение мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством; - осуществление иных не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации видов деятельности, связанных с достижением предусмотренных уставом целей. Возникает вопрос: а вправе ли ФСК ЕЭС заниматься другими видами деятельности, которые прямо не прописаны в уставе? Нет ли у ФСК ЕЭС таких же ограничений по занятию определенными видами деятельности, не обозначенными в учредительных документах, как, например, у государственных (и муниципальных) унитарных предприятий? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующее. Слово "унитарное" происходит от латинского слова "unitas" и переводится как "единство". Это означает единое, неделимое целое. А ФСК ЕЭС по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом, то есть его имущество разделено на части - акции и по своей правовой природе имущество ФСК ЕЭС является делимым. И хотя доля участия государства в его уставном капитале не менее 52 процентов, но это не делает его государственным унитарным предприятием и ФСК ЕЭС никоим образом не подпадает под ограничения, налагаемые ст. 49 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, ФСК ЕЭС вправе наравне с обычными юридическими лицами заниматься иными видами деятельности, в том числе и не нашедшими отражения в его уставе. И все же существуют такие виды деятельности, которыми может заниматься исключительно ФСК ЕЭС, и такие виды деятельности, которыми ФСК ЕЭС запрещено заниматься на основании закона. Передача электроэнергии - главная и основная задача такой организации, как ФСК ЕЭС. Проблема правового регулирования передачи электрической энергии своими корнями уходит далеко в прошлое, но до сегодняшнего дня среди цивилистов не утихают споры о том, к какой разновидности договоров следует относить договор по передаче электроэнергии. М. М. Агарков считал, что "договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать договором подряда" <*>. -------------------------------- <*> Агарков М. М. Подряд (текст и комментарий к статьям 220 - 235 ГК РФ). М., 1924. С. 13 - 14.
С. М. Корнеев впервые поставил вопрос о самостоятельности договора энергоснабжения и пришел к выводу о том, что предметом рассматриваемого договора является электрическая энергия как ценность, экономическое благо <*>. -------------------------------- <*> См.: Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. С. 29; Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 7.
Б. М. Сейнароев отмечал, что "поскольку линии электропередачи, по которым подается энергия, находятся в ведении организации - горэлектросети или аналогичных организаций, то ОАО Энерго заключает с ними возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли-продажи энергии. Заключение договора купли-продажи энергии с организацией, транспортирующей (передающей) энергию, сравнимо с договором купли-продажи, по которому перевозчик - железная дорога скупала бы перевозимые ею товары от завода-изготовителя в Москве с тем, чтобы, доставив в Хабаровск, продать их там грузополучателю" <*>. -------------------------------- <*> Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6.
В. В. Витрянский, комментируя содержащиеся в ГК РФ (§ 6 главы 30) правила о договоре энергоснабжения, вводит новое понятие - договор снабжения электрической энергией: "Несмотря на свое название, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по своей правовой природе не может быть квалифицирован в качестве договора купли-продажи или договора поставки (в том виде, как они определены в Гражданском кодексе РФ), объектом которых, как известно, признаются вещи (ст. 455 ГК РФ). Напротив, предмет данного договора (передача энергии), а также его субъектный состав (энергоснабжающая организация и потребитель электроэнергии) свидетельствуют о том, что перед нами договор снабжения электрической энергией, все отличие которого от договора энергоснабжения, предусмотренного Кодексом, сводится к отсутствию непосредственного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям контрагента - энергосбытовой организации при сохранении общего принципа подачи электроэнергии на энергопринимающее устройство потребителя через присоединенную сеть, пусть и принадлежащую иной (сетевой) организации" <*>. -------------------------------- <*> Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3.
Как бы то ни было в настоящее время ФСК ЕЭС разрабатывает и готовит к заключению с контрагентами проекты договоров под рабочим названием "Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети". В то же время особенностью создания такого юридического лица, как ФСК ЕЭС, является осуществление прав, изъятых из объема полномочий собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 1 ст. 8 Закона РФ "Об электроэнергетике"). Пункт 2 ст. 7 Закона РФ "Об электроэнергетике" устанавливает, что в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС), ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с ФСК ЕЭС. Какие именно объекты электросетевого хозяйства входят в ЕНЭС и их собственники ограничиваются в своих правах по отношению к своему имуществу, а какие нет? Ответ на этот вопрос можно найти в Критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. N 881. К ЕНЭС Постановление N 881 относит: 1) линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше; 2) линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт: обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщиков электрической энергии (мощности) на указанный рынок; обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации; обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер; непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линий электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в приложении N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. N 923; 3) линии электропередачи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации; 4) трансформаторные и иные подстанции, соединенные с линиями электропередачи, перечисленными в подп. 1 - 3, а также технологическое оборудование, расположенное на них, за исключением распределительных устройств электрических станций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), входящих в имущественный комплекс указанных станций; 5) комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства; 6) системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства. В целях регламентации вопросов о принадлежности либо непринадлежности того или иного имущества к ЕНЭС Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 648 было утверждено Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Таким образом, у собственников и (или) владельцев имущества, относящегося к ЕНЭС, существуют ограничения прав по использованию этого имущества, а изъятые у них по закону права передаются одной организации - ФСК ЕЭС. Но в то же время правоспособность ФСК ЕЭС не безгранична. Пункт 4 ст. 8 Закона РФ "Об электроэнергетике" устанавливает прямой запрет для ФСК ЕЭС и ее аффилированных лиц на занятие таким видом деятельности, как купля-продажа электрической энергии. Однако Закон сразу делает оговорку - за исключением покупки электрической энергии, осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях в соответствии с нормативами таких потерь, определяемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении размера платы за соответствующие услуги по передаче электрической энергии, и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Таким образом, ФСК ЕЭС запрещается продавать и покупать электроэнергию, кроме случаев компенсации собственных потерь электроэнергии, возникающих при ее передаче, а равно для удовлетворения потребностей в электроэнергии для своих собственных (хозяйственных) нужд. С 1 июля 2003 г. вступило в силу Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ныне преобразована в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации) о включении ОАО "ФСК ЕЭС" в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Таким образом, анализируя нормативно-правовые и иные подзаконные акты, регулирующие деятельность ФСК ЕЭС, можно сделать вывод о том, что комплекс имеющихся у ФСК ЕЭС особых прав и особых, оговоренных законом обязанностей (в том числе запретов), создает для ФСК ЕЭС статус юридического лица, наделенного специальной правоспособностью, в отличие от других юридических лиц с общей правоспособностью.
Название документа