Индивидуальный предприниматель (ИП) применяет УСН. Основным видом деятельности ИП является комиссионная торговля. ИП заключает договоры комиссии как с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и с физлицами. В соответствии с договорами комиссии в обязанности комиссионера (ИП) входит оказание услуг по реализации принятого на комиссию товара, а также оказание услуг по его хранению. Комиссионер оказывает вышеуказанные услуги от своего имени и в специально оборудованном месте, по поручению и за счет комитента. Комитент обязан выплатить в случае реализации комиссионное вознаграждение за реализацию товара. По окончании срока договора в случае невозможности реализации товара комитент обязан оплатить услуги хранения

Каков порядок учета доходов, полученных по договорам комиссии, в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 января 2011 г. N 03-11-11/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии со ст. 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или договоре комиссии не установлено иное.

Исходя из этого при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, по договору комиссии в составе доходов будет учитываться сумма полученного комиссионного вознаграждения.

Денежные средства, полученные вышеуказанным индивидуальным предпринимателем в счет возмещения затрат на хранение, произведенных при исполнении обязательств по договору комиссии, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения, не учитываются в составе доходов в том случае, если данные затраты не подлежали включению в состав расходов комиссионера.

У налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе в части доходов по договору комиссии) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

27.01.2011