Понятие, признаки и основные элементы страхового взноса, уплачиваемого в фонд обязательного страхования банковских вкладов

(Амерханова М. Р.) ("Финансовое право", 2005, N 8) ("Банковское право", 2005, N 5) Текст документа

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАХОВОГО ВЗНОСА, УПЛАЧИВАЕМОГО В ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ

М. Р. АМЕРХАНОВА

Амерханова М. Р., аспирант очной формы обучения по специальности 12.00.14. Российской академии правосудия.

Не секрет, что устойчивость отечественной экономики в значительной степени зависит от стабильности в одном из главных ее секторов - банковском. Например, отзыв во втором квартале 2004 г. лицензий на осуществление банковских операций с физическими лицами у банка "Прикумье", Нефтегазбанка, Новочеркасского городского банка, а также у Содбизнесбанка существенно изменил конъюнктуру этого сектора рынка финансовых услуг, дестабилизировав и без того сложное положение <*>. В результате сложившейся ситуации аналитиками был зафиксирован значительный отток капиталов из банковской среды, т. к. согласно статистическим данным объем изъятых средств по вкладам до востребования сроком до одного года составил около 9 млрд. руб. Этот уровень более чем в 1,5 раза выше показателей по аналогичной категории исследований за первый квартал 2004 г. Примечательно, что ставшее обыкновенным на период с апреля по июль прошлого года явление коснулось ста крупнейших банков. Как следствие - рассмотренный непродолжительный период отечественной банковской истории представителями СМИ был назван "малым кризисом", усугубившим и без того напряженное состояния в социальной среде. -------------------------------- <*> По материалам интернет-сайта Агентства по страхованию вкладов www. cbr. ru.

Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что денежные средства в виде вкладов физических лиц являются доминирующей статьей в формировании ресурсной базы всей банковской системы. В этой связи решение вопроса об установлении практически реализуемых гарантий защиты имущественных интересов вкладчиков, т. е. клиентов кредитных организаций, в случае отзыва у банка лицензии или введения в его адрес моратория по решению ЦБ РФ оказалось принципиально важной и общественно необходимой задачей. В этой связи весьма актуальным и своевременным является принятый в конце прошлого года Государственной Думой Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г., Федеральный закон "О страховании вкладов"). Он установил правовую основу для введения как новой разновидности обязательного страхования - вкладов физических лиц в банках России, так и еще одного обязательного платежа в виде страховых взносов. Итак, впервые в истории России была создана централизованная и организованная система защиты банковских вкладов, суть которой заключается в формировании на основе вышеуказанного Закона реально функционирующих способов защиты депозитов. Согласно общей модели установленного механизма страхования вкладчики банка, привлекавшего средства граждан и оказавшегося в состоянии неплатежеспособности, для возврата собственных денежных средств будут иметь возможность обратиться в специально создаваемый для этих целей фонд. С целью реализации закрепленных в Федеральном законе "О страховании вкладов" мероприятий по защите имущественных интересов клиентов кредитных организаций был сформирован фонд обязательного страхования вкладов (далее по тексту - фонд). Вместе с тем при формировании фонда реализуется наиболее важный, накопительный, принцип системы страхования, реализуемый за счет регулярной уплаты страховых взносов банков - участников системы (ст. 3 Федерального закона "О страховании вкладов"). Сущность рассматриваемого вопроса представляется весьма актуальной, поскольку именно за счет денежных средств фонда предполагается реализовывать на практике защитный механизм, т. е. погашение Агентством по страхованию вкладов обязательств кредитной организации перед вкладчиками при наступлении страхового случая (введение моратория, отзыв ЦБ РФ лицензии на работу с вкладами физических лиц). Обратим внимание, что основой статьей формирования фонда по замыслу законодателя должны стать единые и обязательные для всех банков страховые взносы, подлежащие уплате со дня внесения банка в реестр и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра. Конкретного определения страхового взноса, вносимого в фонд обязательного страхования вкладов, Федеральный закон "О страховании вкладов" не приводит. Однако исследование ст. ст. 35 - 37 вышеуказанного Закона позволяет определить основные признаки рассматриваемого института. К числу доминирующих принципов функционирования рассматриваемого института справедливо отнести следующие: - обязательность уплаты для всех участников системы; - единство установленных законодателем условий расчета и уплаты для всех участников; - установление жестких сроков внесения платежей; - наличие обеспечительного и защитного режимов для реализации института страхового взноса. Тем не менее правовая природа страхового взноса предполагает наличие существенных, более того, значительных сходств с институтом налоговых платежей, что позволяет сделать вывод о допустимости заимствования для рассматриваемого вида платежа в ходе анализа общей модели или целостной структуры налога, предусмотренной ст. 17 НК РФ. В связи с этим справедливо мнение о включении в состав этого понятия следующих элементов страхового взноса: плательщики страховых взносов, объект и база страховых взносов; ставка страхового взноса; порядок исчисления, период, порядок и сроки уплаты страховых взносов. Итак, плательщиками страховых взносов для целей исполнения Федеральным законом "О страховании вкладов" согласно ст. 6 упомянутого Закона признаются все кредитные организации, осуществляющие на основании выданной ЦБ РФ лицензии привлечение временно свободных наличных денежных средств граждан во вклады. В этой связи на все кредитные организации, находящиеся под действием вышеуказанного Закона, возложена обязанность по уплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов. Учитывая данное обстоятельство, для всех участников системы без исключения были установлены единые и неизменные условия исчисления, расчета и уплаты страховых взносов. Объектом страховых взносов в силу предписаний законодателя признаются денежные средства, аккумулированные на счетах граждан в банках России в виде вкладов только тех категорий, на которые предусматривается распространение действия ст. 5 Федерального закона. Расчетная база, формируемая для целей уплаты страховых взносов, определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств, которые не подлежат страхованию согласно Федеральному закону "О страховании вкладов". При этом необходимо учитывать, что по вкладам в иностранной валюте ежедневный балансовый остаток определяется в валюте РФ, но по официальному курсу, установленному ЦБ на соответствующий расчетный день. Ставка. Безусловно, принципиальным является вопрос и о размере страховых взносов. По воле законодателя величина ставки страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период (ст. 36 Федерального закона "О страховании вкладов"). Именно такая максимальная величина ставки была закреплена согласно официальному сообщению Государственной корпорации АСВ от 3 февраля 2004 г. для всех плательщиков. Однако в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г., ставка страхового взноса все же может быть увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев. Вместе с тем ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках. Заметим, что согласно Федеральному закону "О страховании вкладов" право устанавливать величину ставки страховых взносов принадлежит совету директоров Агентства по страхованию вкладов. В любом случае, при изменении прежней ставки страховых взносов новая ставка страховых взносов вводится не ранее 45 дней по истечении дня утверждения соответствующего решения. Учитывая принцип публичности системы страхования, решение об установлении ставки страховых взносов, во всяком случае, подлежит опубликованию в официальных нижеприведенных источниках: "Вестнике Банка России" и "Российской газете", но не позднее пяти дней со дня принятия данного решения. Согласно Порядку уплаты страховых взносов, утвержденному решением Правления Агентства по страхованию вкладов от 5 февраля 2004 г., порядок расчета сумм страховых взносов устанавливается решением совета директоров АСВ. Порядок исчисления рассматриваемого вида обязательных платежей изложен в Порядке расчета страховых взносов, утвержденном советом директоров АСВ протоколом N 3 от 3 февраля 2004 г., установившем самостоятельность расчета банками-плательщиками размера взносов в фонд обязательного страхования вкладов. Период, признаваемый расчетным для целей уплаты страховых взносов, определяется календарным кварталом года. Однако с целью правильного и своевременного исчисления и внесения соответствующих платежей первым расчетным периодом законодатель признал временной интервал со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала включительно, в котором банк был внесен в указанный реестр. Сроки внесения страховых взносов. Несомненно, уплата страховых взносов в фонд осуществляется посредством безналичной формы расчетов, т. е. путем перечисления денежной суммы на счет фонда, открытый в ЦБ РФ. При этом срок, в течение которого участник системы страхования обязан уплатить сумму взноса, установлен в пять дней со дня окончания расчетного периода. Необходимо заметить, что ни Федеральный закон "О страховании вкладов", ни Порядок уплаты страховых взносов не дают ответа на вопрос: являются ли эти дни календарными или рабочими. И только в ответах на наиболее часто задаваемые вопросы, размещенные на официальном сайте АСВ, содержатся объяснения, уточняющие, что дни являются рабочими. Заметим, эти материалы не носят характер официальных разъяснений, несмотря на то что на первый взгляд мелочный вопрос может повлечь за собой взыскание с кредитной организации пени за просрочку внесения платежа. Порядок уплаты страховых взносов установлен ст. 36 Федерального закона "О страховании вкладов". Согласно ее положениям уплата страховых взносов производится в течение пятидневного периода, исчисляемого со дня окончания расчетного периода, путем перевода (т. е. в безналичной форме) денежных средств на специализированный счет АСВ, открываемый для данных целей в ЦБ РФ. Заметим, что именно на этом счете производится учет средств фонда обязательного страхования банковских вкладов населения. Тем не менее в определенных случаях обязанность кредитной организации по уплате страховых взносов может быть отсрочена. Так, например, при введении в адрес кредитной организации Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. При подобных обстоятельствах исполнение рассматриваемого обязательства приостанавливается только на время действия указанного моратория. Однако по истечении срока действия моратория банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого действовал введенный мораторий, включительно по день, предшествующий его введению. Обратимся также к вопросу о том, какой день следует для целей своевременного исполнения обязательства признать днем уплаты платежа. Порядок уплаты страховых взносов устанавливает следующий порядок: обязанность банка по уплате страховых взносов, равно как и пени, считается исполненной с момента списания соответствующих денежных средств с корреспондентского счета плательщика. Следовательно, при внесении взносов действует классическое правило для расчетов между банками. Вместе с тем в будущем теоретически возможна ситуация, при которой средства фонда можно будет признать достаточными для покрытия потенциальных рисков при наступлении страхового случая. В связи с этим законодатель предусмотрительно закрепил в Федеральном законе "О страховании вкладов" положение, в силу которого возможно автоматическое приостановление уплаты взносов. Главным условием для действия данного механизма является превышение общей суммы денежных средств фонда более чем на 10 процентов от общей суммы вкладов в банках-участниках в конкретном отчетном периоде. Однако обязанность по внесению взносов сразу же возобновляется с расчетного периода, следующего за тем, в котором общий объем средств фонда составил менее 10 процентов от всех вкладов, гарантированных системой. Таким образом, отечественный комплексный механизм защиты имущественных интересов граждан был существенно расширен за счет новеллы, в качестве которой выступает принципиально новая для России система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, распространяющая свое действие на все кредитные организации - участники данного сектора банковской сферы экономики страны и обеспечиваемая в большей степени (в особенности на начальном этапе реализации указанной программы) за счет взносов банков в специально формируемый для реализации закрепленных в Федеральном законе целей фонд целевого назначения.

Название документа