О некоторых вопросах, связанных с проведением государственной кадастровой оценки
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2011 г. N Д06-428
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) совместно с Департаментом недвижимости рассмотрел обращение по вопросам государственной кадастровой оценки и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. Относительно уточнения понятия "результат государственной кадастровой оценки"
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающая в том числе составление отчета об определении кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, признание результатом кадастровой оценки исключительно результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, по мнению Департамента, является нецелесообразным.
Кроме того, следует отметить, что положения Земельного кодекса Российской Федерации направлены на регулирование земельных отношений, в то время как Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования оценочной деятельности, в том числе в области государственной кадастровой оценки.
2. Относительно закрепления за органом кадастрового учета (Росреестром) функции доведения информации о кадастровой стоимости, полученной в результате кадастровой оценки, до общественности и официального опубликования нормативно-правового акта, утверждающего результаты определения кадастровой стоимости
В соответствии с положениями Федерального закона утверждение и опубликование результатов работ по определению кадастровой стоимости входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос опубликования результатов определения кадастровой стоимости и последующего их доведения до общественности, по мнению Департамента, не является функцией Росреестра.
3. Относительно сроков внесения утвержденных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости
Пунктом 11 Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), утвержден порядок внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Пунктом 11.4 Административного регламента установлен срок внесения сведений о величинах кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
4. Относительно ограничения круга лиц, имеющих право инициировать оспаривание результатов определения кадастровой стоимости путем обращения в комиссию по рассмотрению споров по определению кадастровой стоимости (далее - комиссия)
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители), что предполагает отнесение к числу заявителей не только правообладателей соответствующих земельных участков, но и иных заинтересованных лиц.
Таким образом, лицо, имеющее право на выкуп земельного участка в указанном в обращении случае, по мнению Департамента, имеет право инициировать оспаривание результатов определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
5. Относительно дополнения перечня документов, представляемых заявителем в комиссию, нотариально заверенной копией правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на такой объект недвижимости
Пунктом 22 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено указанное дополнение.
6. Относительно исправления сведений о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости в акте об утверждении результатов кадастровой оценки в случае, если величина кадастровой стоимости была пересчитана по решению комиссии
В акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, по мнению Департамента, должны быть внесены соответствующие изменения в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых пересмотрена, с целью признания внесенных изменений легитимными.
7. Относительно предложения по повышению прозрачности и публичности работы комиссии
Минэкономразвития России разработан проект типовых требований к порядку создания и работы комиссии, которым предусмотрено в том числе, что комиссия не вправе отказывать и (или) препятствовать в участии в заседании по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости заявителям, лицам, обладающим правом на объект недвижимости, не являющимся заявителями, представителям общероссийских негосударственных некоммерческих организаций и объединений.
Кроме того, указанным проектом предусмотрено, что с целью обеспечения публичности работы комиссии Управление Росреестра обязано размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний комиссий и принятые решения без указания персональных данных заявителей, а также обобщенную информацию о принимаемых решениях.
8. По вопросу принятия нормативного правового акта, утверждающего Классификатор объектов недвижимого имущества
Сообщаем, что Департамент недвижимости Минэкономразвития России подготовил проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков", который находится на согласовании в отраслевых департаментах Минэкономразвития России.
9. Относительно предложения о внесении в государственный кадастр недвижимости для целей государственной кадастровой оценки дополнительных характеристик "вид разрешенного использования земельного участка" и (или) "класс объекта недвижимости" и (или) "назначение объекта"
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) установлен состав сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. В данный перечень сведений в том числе входят следующие характеристики объекта недвижимости:
вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок;
назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;
назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;
вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.
При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 43 Федерального закона N 221-ФЗ до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Федерального закона N 221-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в течение которого положения Федерального закона N 221-ФЗ не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
Таким образом, информация о виде разрешенного использования земельного участка подлежит отражению в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
10. По вопросу внесения сведений о характеристиках объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, представленных заявителем или его представителем в соответствии с порядком, установленным ст. 21 Федерального закона N 221-ФЗ.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка также осуществляется в порядке информационного взаимодействия на основании акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
С учетом изложенного внесение сведений о характеристиках объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.
11. Относительно возможности установления кадастровой стоимости по инициативе правообладателей объектов недвижимости путем, отличным от внесудебного и судебного оспаривания
В настоящее время Минэкономразвития России рассматривается возможность и целесообразность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной по инициативе правообладателей объектов недвижимости (индивидуальная рыночная оценка) путем, отличным от внесудебного и судебного оспаривания, например, путем подачи соответствующего заявления с приложением отчета об оценке рыночной стоимости в орган кадастрового учета.
Директор Департамента
корпоративного управления
И. В.ОСКОЛКОВ
25.01.2011