Организация приобрела образцы товаров. Часть образцов была передана оптовым покупателям на безвозмездной основе, а другая часть использовалась для обновления комнаты образцов. Как в целях исчисления налога на прибыль учесть возникающие затраты при указанных передаче и использовании образцов?

Ответ: Как следует из п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Поскольку образцы передаются конкретным покупателям, они не могут быть отнесены к расходам на рекламу, так как из определения рекламы следует, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

В данном случае признак неопределенности круга лиц не соблюдается.

Следовательно, при передаче образцов покупателям происходит безвозмездная передача имущества, стоимость которого не может быть учтена в составе расходов на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Что касается использования образцов для обновления комнаты образцов, то такие расходы относятся к рекламным расходам. Как следует из п. 4 ст. 264 НК РФ, к расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Таким образом, организация может отражать в составе расходов стоимость образцов как рекламные расходы при условии соответствующего документального оформления.

Организации необходимо оформить внутренние распорядительные документы, подтверждающие создание и поддержание в актуальном состоянии комнаты образцов (демонстрационного зала). К примеру, это может быть приказ руководителя о создании комнаты образцов (демонстрационного зала) с указанием номера помещения, выделяемого на эти цели. Кроме того, во внутренних документах можно прописать порядок обновления выставочной экспозиции, регулярность ее обновления, назначить ответственного за эти мероприятия работника организации.

Т. М.Лукьянчикова

ООО "ЭЛКОД-АУДИТ"

25.01.2011