Об установлении налоговых ставок и льгот по земельному налогу для физлиц, владеющих земельными участками, предоставленными для садоводства
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2014 г. N 03-05-05-02/5963
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо, и по вопросам установления налоговой ставки по земельному налогу и предоставления налоговых льгот по его уплате сообщает следующее.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого предназначены для решения социально-экономических задач, стоящих перед муниципальными образованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом (п. 2 ст. 387 Кодекса).
Согласно ст. 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных п. 1 ст. 394 Кодекса.
Так, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса).
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 Кодекса).
Статьей 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как лица, владеющие земельными участками, предоставленными для садоводства, в данный перечень не включена.
Вместе с тем обращаем внимание, что на основании п. 2 ст. 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок по земельному налогу, с освобождением от уплаты земельного налога лиц, владеющих земельными участками, которые предоставлены для садоводства, должно осуществляться не на федеральном, а на местном уровне.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. В.САЗАНОВ
13.02.2014