При проведении налоговых проверок (в частности, в 2009 г.) должностные лица налоговых органов обладали неограниченными правами при проверке правильности исчисления ЕСН и страховых взносов плательщиками страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам за выполнение работ, оказание услуг, в том числе индивидуальными предпринимателями. Так, например, согласно Налоговому кодексу РФ предусматривались: выемка документов; участие свидетеля для дачи показаний, имеющих значение для осуществления контроля; осмотр территорий, помещений плательщика ЕСН и страховых взносов, в отношении которого проводилась выездная проверка; привлечение экспертов, понятых, переводчиков, а также специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками; истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов; определение суммы налогов (и страховых взносов), подлежащих уплате, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить проверяющих на их территорию (в помещение), отсутствия учета объектов налогообложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги. Может ли ПФР как орган контроля за уплатой страховых взносов в 2011 г. при проверке использовать перечисленные выше права в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего выплаты в пользу работника?

Ответ: С 2010 г. (в том числе и в 2011 г.) согласно ст. ст. 29 и 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ПФР как орган контроля за уплатой страховых взносов в отношении индивидуального предпринимателя, начисляющего выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, из вышеперечисленных прав может:

- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о таком плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа индивидуального предпринимателя допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на свою территорию (в помещение), отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы.

При этом если плательщик страховых взносов отказывается допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на свою территорию (в помещение), то проверяющими должен быть составлен акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов по форме 13 Приложения N 20, утвержденной Минздравсоцразвития России (Приказ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов");

- истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В отличие от требований Налогового кодекса РФ проведение ПФР других перечисленных контрольных мероприятий по аналогии в отношении плательщиков страховых взносов Законом N 212-ФЗ при проверке не допускается.

В. И.Гавришова

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.01.2011