Вправе ли налоговый орган отказать организации в вычете НДС в случае, если организация не проверит добросовестность и деловую репутацию контрагентов и названные контрагенты окажутся недобросовестными?

Ответ: Если организация не проверит деловую репутацию контрагентов, то налоговый орган, в случае если контрагенты окажутся недобросовестными, может зафиксировать факт непроявления организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Однако налоговый орган вправе отказать организации в вычете по НДС лишь при наличии доказательств, что она действовала без должной осмотрительности и осторожности и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, либо что деятельность организации, ее взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Следовательно, сам по себе факт неосмотрительности организации без вышеуказанных доказательств получения организацией необоснованной налоговой выгоды не может являться основанием для отказа в вычете НДС.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Таким образом, организация вправе принять к вычету суммы НДС при наличии соответствующих счетов-фактур, составленных согласно п. 5 ст. 169 НК РФ.

Вместе с тем п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" установлено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Минфин России в своем Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 указал, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Аналогичный вывод сделан Минфином России в Письме от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231.

ФАС Московского округа в Постановлении от 23.10.2009 N КА-А40/8947-09 по делу N А40-52129/08-139-195 поддержал выводы Минфина России и указал, что налогоплательщик должен принимать меры по установлению деловой репутации контрагентов по гражданско-правовым договорам.

Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Московского округа от 14.10.2009 N КА-А40/10647-09 по делу N А40-3237/09-33-10, от 13.10.2009 N КА-А40/10661-09 по делу N А40-85800/08-98-432.

Таким образом, следует, что проверка деловой репутации контрагентов свидетельствует о проявлении организацией должной осмотрительности и осторожности. При этом для проверки деловой репутации контрагентов организация должна предпринять меры для получения копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверки факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получения доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Как отмечает ФНС России в Письме от 11.02.2010 N 3-7-07/84, действия налоговых органов по отказу в возмещении НДС в случаях доказательства ими отсутствия должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика в связях с контрагентами и представления документов, содержащих недостоверные сведения, являются правомерными, что подтверждается судебно-арбитражной практикой. В то же время п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 установлено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Необходимо учитывать, что обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Указанные доказательства базируются на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств по данным фактам. Таким образом, каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами.

ФАС Московского округа в Постановлении от 28.01.2010 N КА-А40/15468-09 по делу N А40-2222/09-143-9 отметил, что неисполнение или неполное исполнение контрагентами заявителя налоговых обязанностей, их недобросовестное поведение не находятся в прямой причинной взаимосвязи с реализацией права налогоплательщика на получение налоговых вычетов по налогу на прибыль и НДС и не могут быть поставлены в вину заявителю, проявившему при выборе контрагента должные осмотрительность и осторожность.

Таким образом, налоговый орган вправе отказать организации в вычете по НДС лишь при наличии доказательств, что она действовала без должной осмотрительности и осторожности и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, либо что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Учитывая изложенное, сам по себе факт неосмотрительности организации без вышеуказанных доказательств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды не может являться основанием для отказа в вычете НДС, при этом организация вправе отстоять правомерность применения вычета в судебном порядке.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

21.01.2011