Тариф на свет

(Сенек А.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 33)

Текст документа

ТАРИФ НА СВЕТ

А. СЕНЕК

Анжела Сенек, ассистент кафедры гражданского права и процесса ГУУ.

Несмотря на то, что практика применения норм законодательства о договоре энергоснабжения неоднократно освещалась на наших страницах, считать тему исчерпанной или закрытой признать будет невозможно никогда. Отсутствие единообразия судебных инстанций заставляет нас снова обратиться к злободневным вопросам этого института.

Присоединенная сеть

Правовая конструкция договора предусматривает следующее условие для заключения договора - наличие присоединенной сети между энергоснабжающей организацией и абонентом. Однако законодательством в области электроэнергетики предусмотрен запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином законном основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, и имущество, используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. Следовательно, с 1 апреля 2006 года условие, содержащееся в п. 1 ст. 539 ГК РФ, будет невыполнимо, поскольку энергоснабжающая организация не вправе будет обладать электрическими сетями и т. д. В данной ситуации надлежит руководствоваться п. 2 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ. Согласно вышеуказанному законодательному акту договором купли-продажи электрической энергии может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.

Потребитель свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика электрической энергии.

Можно сделать вывод о том, что договор энергоснабжения будет заключен с энергоснабжающей организацией, а та, в свою очередь, должна будет заключить договор на транспортировку электрической энергии с сетевой организацией в интересах своего абонента.

Оплата энергии...

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" N 41-ФЗ от 14.04.95, тарифы на электрическую энергию, в том числе на передачу электрической энергии, устанавливаются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.

Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к потребителю о взыскании стоимости, отпущенной в соответствии с договором тепловой энергии. Факт потребления тепловой энергии подтвержден актом сверки расчетов, подписанным представителями истца и ответчика.

Арбитражный суд удовлетворил исковые требования полностью.

Ответчик в апелляционной жалобе указал, что суд необоснованно применил тарифы на тепловую энергию, установленные органами местного самоуправления. По его мнению, следовало применить тариф, установленный региональной энергетической комиссией.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии.

Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

Одним из существенных условий договора энергоснабжения является количество поставляемой электрической энергии. По договору купли-продажи, отдельным видом которого в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Как правило, заявки на электрическую энергию являются приложением к договору энергоснабжения и обновляются ежегодно, возможны также и корректировки на увеличение или уменьшение объема покупаемой электрической энергии абонентом в течение года.

В договорах энергоснабжения некоторые энергоснабжающие организации самостоятельно вводят формулу для расчета стоимости электроэнергии, которая содержит в себе коэффициент за сверхнормативное потребление. Однако в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.95 N 41-ФЗ тарифы на электрическую энергию, в том числе на передачу электрической энергии, устанавливаются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Также в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Следовательно, пункт договора, содержащий в себе цену на электроэнергию, отличающуюся от установленного тарифа, следует признать ничтожным, что в соответствии со ст. 180 ГК РФ не влечет ничтожности всей сделки.

Формула для расчета стоимости электрической энергии, содержащая коэффициент за сверхнормативное потребление электрической энергии, введенная энергоснабжающей организацией самостоятельно, нарушает действующее законодательство. В соответствии с п. 62 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Вышеуказанных методических указаний на данный момент нет, следовательно, надлежит руководствоваться действующим законодательством, а именно ст. 541 ГК РФ.

Ссылка энергоснабжающих организаций на легитимность самовольного установления повышающего коэффициента в связи с отказом от применения Постановления Совета Министров от 30.07.1988 N 929 также неосновательна. В соответствии с гражданским законодательством неустойка носит компенсационный, а не штрафной характер. Взыскание десятикратной стоимости потребленной сверх обусловленного договорного количества энергии как санкции носит штрафной характер и вступает в противоречие с закрепленной гражданским правом природой неустойки, определяющей ее компенсационный характер по отношению к убыткам. Данное Постановление на настоящий момент не применяется, так как в связи с вводом в действие с 1 марта 1996 г. нового ГК РФ отношения по энергоснабжению регулируются нормами ГК РФ.

... и ее количество

Много споров вызывает вопрос о потерях в линиях и трансформаторах. Количество поставляемой энергии определяется с учетом потерь в линиях и трансформаторах, принадлежащих абоненту. Данная норма соответствует действующему законодательству, а именно ст. 5 ГК РФ и Методическим рекомендациям по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями. В соответствии с вышеуказанными нормативными актами потери электрической энергии в сети абонента - владельца электрических сетей, связанные с передачей электрической энергии другим абонентам, относятся на счет указанных абонентов. Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание электрических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения.

Также необходимым условием для заключения договора энергоснабжения является разрешение на использование мощности. При отсутствии такого разрешения в заключении договора должно быть отказано. Данное положение подтверждается и примером судебной практики, в частности Постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/12043-04 от 30.12.2004.

Оплата потребленной электрической энергии, как правило, осуществляется путем внесения авансовых платежей. Иной порядок предусмотрен действующим законодательством для населения и бюджетных организаций. Авансовый порядок платежей за электроэнергию предусмотрен ст. 2 Федерального закона от 14.05.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", а именно данная статья содержит следующее условие: "В случае если иное не предусмотрено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца". Постановление Правительства от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" детализирует порядок оплаты потребителями электрической энергии. Пункт 2 вышеуказанного Постановления содержит следующее условие: "Начиная с 1 апреля 2000 г. оплата потребителями электрической энергии на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения". Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 10.02.2005 по делу N Ф09-246/2005-ГК также справедливо указал на то, что "включение заинтересованным лицом в единый публичный договор условия о предварительной оплате поставляемой энергии не может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства".

Рубрику ведет

эксперт "ЭЖ-Юрист" Н. Завойкина

Название документа