Положения ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривают, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов должен известить лицо, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Определена ли законодательством РФ форма документа, которым должен быть извещен плательщик страховых взносов? Может ли в целях извещения плательщиков использоваться форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (Приложение N 11 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н)? Какая информация обязательно должна быть доведена до плательщика в целях его надлежащего извещения? Может ли соответствующее извещение направляться по электронной почте?

Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определены плательщики страховых взносов.

Статьей 3 Закона N 212-ФЗ определены органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

В силу ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

Статьей 39 Закона N 212-ФЗ установлен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Таким образом, согласно положениям ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При этом законодательство РФ не предусматривает, что плательщик страховых взносов должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки именно в письменной форме. Форма документа, который должен применяться в целях реализации ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ, законодательством РФ не определена. Порядок и способ такого извещения законодательством РФ фактически не определены.

Что касается применения в данном случае формы уведомления о вызове плательщика страховых взносов (Приложение N 11 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), то данная форма применяется в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ для вызова плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах.

Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки (а не вызван для дачи пояснений), представляется, что форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов применяться в данном случае не должна.

Полагаем, что если органы контроля за уплатой страховых взносов будут извещать плательщиков страховых взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки в письменной форме, то форма такого извещения, по-видимому, может являться произвольной.

Определить все реквизиты, которые должны содержаться в такой форме, не представляется возможным (поскольку они не определены законодательством РФ). При этом однозначно можно сказать, что такое извещение должно в обязательном порядке содержать указание на конкретные время и место рассмотрения материалов проверки. Если конкретные время и место рассмотрения материалов проверки в извещении не будут указаны, то не исключено, что между плательщиками взносов и органами по контролю за уплатой взносов могут возникнуть споры о ненадлежащем извещении. Так, например, налоговое законодательство РФ содержит аналогичную Закону N 212-ФЗ норму о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.11.2008 N А56-18862/2008 и ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 16.03.2010 N А53-14835/2009 пришли к выводу, что если в извещении не были указаны конкретные место и время рассмотрения материалов проверки, то извещение не является надлежащим.

Что же касается возможности направления плательщику страховых взносов соответствующего извещения по электронной почте, то следует учитывать, что извещение должно быть осуществлено в форме, позволяющей однозначно говорить о его наличии. Если орган по контролю за уплатой страховых взносов направил плательщику извещение в электронном виде и не имеет документального подтверждения извещения, то плательщик с большой долей вероятности сможет оспорить (например, в судебном порядке) факт его надлежащего извещения о рассмотрении материалов проверки.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

20.01.2011