Может ли государственный заказчик отказать участнику размещения заказа путем запроса котировок в присутствии на заседании котировочной комиссии?

Ответ: Государственный заказчик не только вправе, но и обязан отказать участнику размещения заказа в присутствии на заседании котировочной комиссии.

Обоснование: Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).

Размещение заказа производится в том числе без проведения торгов в форме запроса котировок.

Размещению заказов путем запроса котировок посвящена гл. 4 Закона N 94-ФЗ.

Порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок регламентирован ст. 47 Закона N 94-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом.

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке (ч. 4 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, из Закона N 94-ФЗ не следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны допускать участников размещения заказа на заседание котировочной комиссии, на котором проводятся рассмотрение и оценка котировочных заявок.

Более того, ч. 4 ст. 46 Закона N 94-ФЗ запрещает проведение переговоров между заказчиком, уполномоченным органом или котировочной комиссией и участником размещения заказа в отношении поданной им котировочной заявки. При этом следует исходить из того, что этот запрет распространяется и на процедуру рассмотрения котировочной заявки, а поскольку, как было сказано выше, процедура рассмотрения заявки не предполагает участия в ней участников размещения заказа, их допуск может быть расценен как нарушение этого запрета.

Д. В.Завгородний

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

19.01.2011