Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики

(Жанэ А. Д.) ("Законодательство и экономика", 2005, N 8) Текст документа

ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

А. Д. ЖАНЭ

Жанэ А. Д., консультант Контрольно-правового управления Президента Республики Адыгея.

Продолжая тему, затронутую в прошлом номере <*>, консультант Контрольно-правового управления Президента Республики Адыгея А. Д. Жанэ анализирует изменения, произошедшие в правовом регулировании договорных связей в электроэнергетике. -------------------------------- <*> См.: Захаров Ю. Ю. Правовые формы оборота электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 7.

В ходе реформирования в нашей стране электроэнергетики трансформируется существовавшая система хозяйственных отношений в этой отрасли: созданы новые инфраструктурные субъекты, коренным образом пересмотрены договорные связи на электроэнергетическом рынке. Одновременно с принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <*> (далее - Федеральный закон), установившего правовые основы указанных преобразований, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" <**> нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре снабжения электрической энергии был придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер. В результате этого существенные изменения претерпела иерархия правовых актов, регулирующих договорные отношения по снабжению электрической энергией. Наивысшей юридической силой стали обладать нормы Федерального закона и иных законов, принимаемых в рассматриваемой сфере. Затем следуют положения подзаконных правовых актов, и, наконец, нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по снабжению электрической энергией, "если законом или иными правовыми актами не установлено иное" (п. 4 ст. 539 ГК РФ). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177. <**> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1179.

В связи с этим возникла практическая необходимость обоснования места договора энергоснабжения в структуре предусмотренных Федеральным законом договорных моделей, опосредующих оборот электрической энергии, и рассмотрения возможности применения к отношениям по передаче электрической энергии норм ГК РФ о договоре энергоснабжения. Как представляется, решение сформулированных задач необходимо начать с уяснения существующей сегодня системы договорных правоотношений в электроэнергетике и ее сопоставления с ранее реализуемыми договорными формами в отрасли. До принятия Федерального закона отношения по передаче электрической энергии через присоединенную сеть (комплекс технических устройств, посредством которых потребляется электроэнергия) регламентировались в основном нормами ГК РФ и заключаемыми на их основе договорами энергоснабжения, сторонами которых выступали коммерческие организации, именуемые энергоснабжающими, и абоненты (потребители энергии). Передача электроэнергии от энергоснабжающей организации абоненту (потребителю) производилась, как правило, электросетевой организацией в соответствии с договорами энергоснабжения или договорами возмездного оказания услуг, заключаемыми данной организацией с энергоснабжающей организацией либо абонентом (потребителем). Существовала также практика заключения трехсторонних соглашений, отвечающих признакам смешанных договоров, в которых роль электросетевых организаций сводилась к посреднической деятельности по передаче энергии от энергоснабжающей организации абоненту (потребителю). В целом же следует отметить, что стороны могли строить свои взаимоотношения по передаче энергии в рамках наиболее приемлемых для себя договорных конструкций. В настоящее время нормами Федерального закона четко разграничивается оборот энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Определены субъекты данных рынков, а также складывающиеся между ними договорные связи.

Оптовый рынок

В соответствии с нормами Федерального закона в качестве субъектов оптового рынка могут выступать: 1) участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании); 2) покупатели электрической энергии: крупные потребители электрической энергии; энергосбытовые организации, приобретающие электроэнергию; гарантирующие поставщики, получившие в установленном порядке статус субъектов оптового рынка; территориальные сетевые организации - в части оплаты потерь, возникающих в их сетях; потребители электрической энергии - участники розничных рынков; 3) субъекты, обеспечивающие функционирование оптового рынка: администратор торговой системы оптового рынка; организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор. При этом нормы Федерального закона выделяют следующие договоры, заключаемые на оптовом рынке: договоры, заключаемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с собственниками (владельцами) объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, определяющие порядок использования указанных объектов (п. 3 ст. 8 Федерального закона); договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц к электрическим сетям, заключаемые юридическими лицами с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (п. 1 ст. 26 Федерального закона); договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемые субъектами оптового рынка с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 34 Федерального закона); двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии, заключаемые между поставщиками и покупателями энергии (п. 1 ст. 32 Федерального закона); договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, заключаемые субъектами оптового рынка с системным оператором (п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34 Федерального закона); соглашение между системным оператором и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о взаимодействии при выполнении ими своих функций (п. 4 ст. 34 Федерального закона); соглашение между системным оператором и администратором торговой системы оптового рынка о взаимодействии при выполнении ими своих функций (п. 5 ст. 34 Федерального закона).

Розничные рынки

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона субъектами розничных рынков являются: 1) поставщики электрической энергии: энергосбытовые организации; гарантирующие поставщики; производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со ст. 35 Федерального закона; 2) покупатели (потребители) электрической энергии: юридические лица; физические лица; 3) субъекты, обеспечивающие функционирование розничных рынков, в частности субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие свою деятельность на уровне розничных рынков. При этом нормами Федерального закона выделяются следующие договорные правоотношения, складывающиеся на розничных рынках: договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) покупателей к электрическим сетям, заключаемые покупателями электроэнергии с электросетевыми организациями (п. 1 ст. 26 Федерального закона); договоры возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемые поставщиками либо покупателями энергии с электросетевыми организациями (п. 2 ст. 26 Федерального закона); договоры купли-продажи электрической энергии, заключаемые между поставщиками и покупателями энергии (п. 2 ст. 37 Федерального закона); договоры поставки электрической энергии, заключаемые между поставщиками и покупателями энергии (п. 2 ст. 37 Федерального закона); договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, заключаемые между субъектами оперативно-диспетчерского управления и гарантирующими поставщиками (п. 5 ст. 38 Федерального закона). Из приведенной структуры можно выделить договорные схемы, опосредующие процессы передачи электроэнергии от поставщика покупателю (потребителю) через присоединенную сеть. На уровне оптового рынка к ним относятся двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии. На розничных рынках такими договорами являются договоры купли-продажи и поставки электроэнергии. Причем в рамках розничных рынков между поставщиками и покупателями (потребителями) электрической энергии допускается заключение многосторонних смешанных договоров, содержащих в себе элементы различных договорных форм (п. 2 ст. 37 Федерального закона) <*>. Деятельность же электросетевых организаций по передаче энергии от поставщика покупателю, до принятия Федерального закона квалифицируемая при определенных обстоятельствах как энергоснабжающая, теперь будет определяться как возмездные услуги. -------------------------------- <*> Исключение составляют случаи, когда стороной договорного правоотношения выступает гарантирующий поставщик, который не может быть участником смешанного договора.

Таким образом, к энергоснабжающим организациям можно будет условно отнести поставщиков электрической энергии, а к абонентам - покупателей (потребителей) электрической энергии. Необходимо особо отметить, что нормы Федерального закона, определяя примерный круг договоров, посредством которых осуществляется оборот энергии, не исключают возможности заключения субъектами розничных рынков договоров энергоснабжения. Это следует из содержания п. 4 ст. 37 Федерального закона, в соответствии с которым "отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения". В связи с этим необоснованными следует признать доводы о замене договора энергоснабжения иными договорными формами, предусмотренными Федеральным законом (договорами купли-продажи, поставки). Очевидно также, что понятия "купля-продажа", "поставка", "энергоснабжение" не рассматриваются Федеральным законом как синонимы. Более того, договоры купли-продажи, поставки и энергоснабжения позиционируются в качестве самостоятельных инструментов регулирования оборота электрической энергии. Вместе с тем такое разграничение представляется не соответствующим заложенной в ГК РФ концепции регулирования договорных отношений по купле-продаже. Так, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ договоры поставки и энергоснабжения отнесены к отдельным видам договора купли-продажи. Данное положение означает, что всякий договор поставки или энергоснабжения является разновидностью купли-продажи, а это, в свою очередь, не позволяет рассматривать договоры поставки (энергоснабжения) и купли-продажи в качестве самостоятельных договорных видов. Не вполне обоснованным следует признать и регулирование договорами купли-продажи и поставки процессов потребления электроэнергии через присоединенную сеть. Рассмотрение положений ГК РФ в системной связи с нормами Федерального закона свидетельствует о том, что правовой формой, опосредующей отношения по возмездному снабжению электрической энергией через присоединенную сеть вне зависимости от их именования в действующем законодательстве в любом случае должен выступать договор энергоснабжения, регулируемый нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ. Это подтверждается следующими обстоятельствами. В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ критериями отнесения договора энергоснабжения к отдельному договорному виду выступают: 1) специфический объект данного договора - энергия; 2) способ возмездной передачи энергии потребителю - через присоединенную сеть. Именно эти особенности договора позволяют квалифицировать его в качестве договора энергоснабжения, и, выделив в рамках купли-продажи в самостоятельный договорный институт, отграничить от иных видов купли-продажи, в частности договора поставки. Исходящая же из содержания Федерального закона возможность регулирования правоотношений по возмездному снабжению электроэнергией через присоединенную сеть договорами купли-продажи и поставки представляется некорректной, приводит к путанице, затрудняет однозначную квалификацию данных отношений и применение к ним норм ГК РФ о соответствующих видах договоров. Так, не представляется возможным установить, какие признаки двустороннего договора купли-продажи электрической энергии, потребляемой через присоединенную сеть, отличают его от двустороннего договора энергоснабжения. Потребление энергии через присоединенную сеть на основании договоров купли-продажи и поставки не может быть обосновано и ссылкой на п. 4 ст. 539 ГК РФ, в соответствии с которым к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Действительно, в рамках регулирования правоотношений по договору энергоснабжения это свидетельствует о субсидиарном характере положений параграфа 6 главы 30 ГК РФ по отношению к законам или иным правовым актам. Вместе с тем приведенная норма не позволяет сделать вывод о необходимости "отказа" от договорной конструкции энергоснабжения и регулирования правоотношений по возмездному снабжению электрической энергии через присоединенную сеть договорами купли-продажи или поставки. Исходя из этого необоснованным представляется применение к данным правоотношениям положений ГК РФ о договоре купли-продажи и поставки. Исключение в данном случае составляет предусмотренное п. 5 ст. 454 ГК РФ субсидиарное применение к отношениям по энергоснабжению общих положений ГК РФ о купле-продаже.

Название документа