Организация, являющаяся туроператором, осуществляет деятельность, связанную с реализацией туристического продукта. Один из туристов, которому организация реализовала туристические услуги, обратился к организации с требованием компенсировать ему стоимость багажа, утраченного при авиаперевозке. Правомерны ли требования туриста?

Ответ: Требования туриста к туроператору о компенсации ему стоимости багажа, утраченного при авиаперевозке, будут неправомерны, так как организация, являющаяся туроператором, не является перевозчиком и, следовательно, не несет ответственности за вред, причиненный туристам во время авиаперевозки. Туристу следует предъявлять свои требования к авиаперевозчику, осуществлявшему авиаперевозку.

Обоснование: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Отсюда следует, что перевозка, в том числе и авиаперевозка, также входит в туристический продукт.

Согласно ст. 9 Закона о туризме туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Из содержания ст. 103 Воздушного кодекса РФ следует, что ответственность перед пассажиром за перевозку несет перевозчик.

Таким образом, и ответственность за утрату багажа туриста несет перевозчик.

Следует заметить, что перевозку пассажиров воздушным транспортом осуществляет исключительно авиакомпания на основании договора перевозки пассажиров. Удостоверением заключения такого договора являются билеты на авиаперелет.

В соответствии с п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ и ст. 105 ВК РФ заключение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной. Формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Закон не наделяет туристическую фирму правом заключать с туристами договоры перевозки пассажиров. На основании вышеизложенного требования туристов должны быть предъявлены к авиакомпании, так как между авиакомпанией и туристами был заключен договор перевозки пассажира и на основании п. 1 ст. 793 и ст. 796 ГК РФ авиакомпания будет обязана удовлетворить требования туристов.

Также необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ВАС РФ от 07.04.1997 N С5-7/ОЗ-225 "О Воздушном кодексе Российской Федерации" авиационное предприятие - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).

Эксплуатант определяется как гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ и п. 1 ст. 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что авиакомпания является перевозчиком пассажиров и, следовательно, несет ответственность за утрату багажа туриста.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

19.01.2011