В рамках выездной налоговой проверки было выявлено, что в организации не сформирована и не утверждена приказом учетная политика для целей бухгалтерского учета. Может ли организация быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ?
Ответ: В случае если в рамках выездной налоговой проверки было выявлено, что в организации не сформирована и не утверждена приказом учетная политика для целей бухгалтерского учета, организация, по нашему мнению, не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: Учетная политика применяется для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. При этом формирование и утверждение учетной политики для целей налогового учета предусмотрены налоговым законодательством.
Согласно ст. 11 НК РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов определения доходов и/или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В силу п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.
Помимо этого, в силу абз. 5 ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Однако в данном случае речь идет об учетной политике для целей бухгалтерского учета, формирование и утверждение которой предусмотрены законодательством о бухгалтерском учете.
Учетную политику организация утверждает в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Согласно п. 9 ПБУ 1/2008 вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Статья 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. В данном случае отсутствуют учетная политика и приказ, утверждающий ее, что не свидетельствует о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета в понимании ст. 15.11 КоАП РФ.
Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в налоговые органы в установленный срок налогоплательщиком документов и/или иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, необходимых для осуществления налогового контроля.
Так, п. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Однако приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета предусмотрен, как уже было отмечено, законодательством о бухгалтерском учете (Законом N 129-ФЗ, ПБУ 1/2008), а не законодательством о налогах и сборах. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 01.03.2004 N А38-3247-14/406-2003 признал неправомерным требование налогового органа представить документы, не предусмотренные НК РФ.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.01.2011