Организация - розничная торговая сеть с 25.12.2010 по 13.01.2011 проводит новогоднюю акцию: "Купи две бутылки водки - одну получишь в подарок". В акции участвует одна марка водки, стоимость бутылки емкостью 0,5 л которой составляет 130 руб. Может ли организация быть привлечена к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования, в случае если в кассовом чеке указано, что приобретено только две бутылки и стоимость каждой составляет 130 руб.?
Ответ: В случае проведения рекламной акции, в рамках которой при реализации двух бутылок водки емкостью 0,5 л стоимостью 130 руб. каждую третью бутылку покупатель получает в подарок, организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования. Однако, учитывая наличие положительной арбитражной практики, у организации есть шанс отстоять неправомерность привлечения к административной ответственности в суде.
Обоснование: Водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, включены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239.
Пунктом 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 30.11.2009 N 17н "Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи" (далее - Приказ N 17н) с 1 января 2010 г. установлена минимальная цена на водку для розничной продажи, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 89 руб. за 0,5 литра готовой продукции.
Пунктом 1.3 Приказа Росалкогольрегулирования от 06.12.2010 N 63н "Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка)" с 1 января 2011 г. минимальная цена на водку для розничной продажи, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, установлена в размере 98 руб. за 0,5 литра готовой продукции.
В рассматриваемом случае, если из общей стоимости кассового чека выделить стоимость каждой из трех реализованных бутылок без учета того, что одна из них передана покупателю бесплатно, стоимость каждой из бутылок составит 86 руб. 66 коп., т. е. их стоимость ниже установленной Росалкогольрегулированием.
Как следует из Информационного сообщения Росалкогольрегулирования от 22.01.2010 "О минимальной цене на водку для розничной продажи", указанная минимальная цена на водку для розничной продажи является конечной минимальной ценой для реализации потребителям, в том числе при проведении рекламных акций, маркетинговых (включая расчеты дисконтными картами) и иных мероприятий. Занижение указанной минимальной цены влечет административную ответственность по ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-7036/10-С1 по делу N А76-3693/2010-59-168 установленная Росалкогольрегулированием минимальная цена на водку не предусматривает исключений в отношении определения минимальной цены на водку, реализуемую при проведении различных акций.
Из ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ следует, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Однако в арбитражной практике есть и иная позиция.
ФАС Московского округа в Постановлении от 30.11.2010 N КА-А40/14988-10 отметил, что предоставление продавцом скидки покупателю на сумму, равную стоимости одной бутылки водки, фактически свидетельствует о передаче товара - бутылки водки в собственность покупателя с освобождением последнего от имущественной обязанности по ее оплате, что подпадает под установленное ст. 572 Гражданского кодекса РФ определение договора дарения. Фактически между обществом-продавцом и покупателем возникала смешанная сделка, а именно: купля-продажа двух бутылок водки и дарение одной бутылки водки. Законодательством не установлено ограничений и запретов на заключение подобного рода сделок. Скидка в размере, равном стоимости одной бутылки водки, предоставлялась не всем покупателям, а только участвующим в проводимой акции при одновременном приобретении двух бутылок водки. Приказ N 17н неприменим к спорным правоотношениям, поскольку распространяется на отношения, связанные исключительно с куплей-продажей водки.
Таким образом, исходя из позиции Росалкогольрегулирования организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования. Однако, учитывая наличие положительной арбитражной практики, у организации есть шанс отстоять неправомерность привлечения к административной ответственности в суде.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
18.01.2011