Определением арбитражного суда в отношении организации введена процедура банкротства - наблюдение. Назначен временный управляющий

В связи с отсутствием документации и сведений временный управляющий запросил у банка должника сведения о наличии денежных средств на счетах организации.

Банк отказал временному управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что у временного управляющего отсутствует право получать сведения и документы, составляющие банковскую тайну.

Временный управляющий, не согласившись с отказом банка в предоставлении необходимой информации, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа банка незаконным, указав, что вправе запрашивать и получать любую информацию, касающуюся деятельности должника, следовательно, отказ банка является незаконным.

Правомерна ли позиция временного управляющего?

Ответ: Позиция временного управляющего, выразившаяся в том, что он вправе запрашивать у банка и получать любую информацию, касающуюся деятельности организации, в отношении которой введена процедура банкротства - наблюдение, правомерна.

Обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 67 Закона N 127-ФЗ временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

К отчету временного управляющего прилагаются: заключение о финансовом состоянии должника; обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

В соответствии с п. 1 ст. 66 Закона N 127-ФЗ временный управляющий вправе, в частности, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Следовательно, для осуществления временным управляющим своих обязанностей ему необходимо получать сведения, касающиеся финансового состояния должника.

Пунктом 2 ст. 66 Закона N 127-ФЗ установлено, что органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

В силу ст. 70 Закона N 127-ФЗ временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника.

Пунктом 3 ст. 70 Закона N 127-ФЗ установлено, что временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Из вышеизложенных норм следует, что временный управляющий вправе запрашивать и получать любую информацию на основании запроса и без взимания платы, а банк обязан предоставить затребованную информацию управляющему.

В рассматриваемой ситуации банк ссылается на то, что временный управляющий не вправе получать сведения и документы, составляющие банковскую тайну.

В соответствии с п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Однако п. 3 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ установлено, что, в случае если иное не установлено Законом N 127-ФЗ, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

Таким образом, довод банка о том, что временный управляющий не указан в ч. 3 ст. 26 Закона N 395-1 в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических и юридических лиц, является необоснованным, так как данное право прямо предусмотрено Законом N 127-ФЗ. А Закон N 127-ФЗ является специальным по отношению к Закону N 395-1.

Следовательно, позиция временного управляющего является правомерной.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-5526/10-С1, ФАС Центрального округа от 13.10.2010 N А35-724/2010.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.01.2011