Правомерно ли приостановление работы муниципальным служащим в случае задержки выплаты ему заработной платы на срок 20 дней, если данный работник известил работодателя о приостановлении в письменной форме?
Ответ: Приостановление муниципальным служащим работы в случае, когда задержка заработной платы составила более 15 дней (в данном случае - 20), по нашему мнению, неправомерно, несмотря на то, что данный работник известил работодателя о приостановлении работы в письменной форме. Пунктом 11 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальному служащему предоставлено право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе и на обжалование в суд нарушений его прав и законных интересов на муниципальной службе.
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 142 Трудового кодекса РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Вместе с тем данная часть также указывает на недопустимость приостановления работы государственными служащими.
Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42 Закона N 131-ФЗ).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, урегулированы Законом N 25-ФЗ.
Как установлено п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ), государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 58-ФЗ система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
правоохранительную службу.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 58-ФЗ одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.
Исходя из содержания данного пункта следует сделать вывод, что государственная служба и муниципальная служба являются разными видами службы.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13 Закона N 79-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 25-ФЗ муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона N 25-ФЗ).
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм законодательства следует сделать вывод, что государственная служба и муниципальная служба являются разными видами службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Законом.
На основании п. 2 ст. 5 Закона N 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.
Исходя из содержания указанного пункта следует сделать вывод, что для государственных и муниципальных служащих в законодательстве должны устанавливаться одинаковые ограничения.
Соответственно, по нашему мнению, муниципальные служащие, как и государственные служащие, также не вправе приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, несмотря на то, что ч. 2 ст. 142 ТК РФ не содержит никаких ограничений (запретов) для муниципальных служащих приостанавливать работу в случае, если задержка выплаты им заработной платы составила более 15 дней.
А. П.Чопяк
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.01.2011