КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
М.Ю. ЧАЙКОВ, А.М. ЧАЙКОВА -------------------------------- <*> Chaykov M.Yu., Chaykova A.M. Trade secret as the element of increase of stability and competitiveness of the firm. Чайков Михаил Юрьевич, начальник отдела информации и интеллектуальной собственности Уральского электромеханического завода, кандидат технических наук. Чайкова Анна Михайловна, маркетолог, ООО "Уральский ключ", г. Екатеринбург. Данная статья рассматривает вопросы, связанные с объектами интеллектуальной собственности, которые представляют собой коммерческую тайну. Ключевые слова: коммерческая тайна, секрет производства, конкуренция. This article considers problems, associated with objects of intellectual property which are the trade secret. Key words: trade secret, know-how, competition. В России произошла кодификация законодательной базы в сфере интеллектуальной собственности (ИС). Вместо отдельных законов введена в действие часть IV Гражданского кодекса РФ, полностью посвященная ИС. В ст. 1225 [1] приведены все охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Среди них наибольшее внимание обращает на себя секрет производства (ноу-хау). Согласно ст. 1465 [1] секрет производства (ноу-хау) - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), которые: - имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность; - неизвестны третьим лицам; - к ним нет свободного доступа на законных основаниях; - в отношении их введен режим коммерческой тайны (КТ). Для введения на предприятии режима КТ необходимо выполнить процедуры, указанные в ст. 10 [2]: - определить перечень информации, составляющей КТ; - нанести на материальные носители, являющиеся объектами коммерческой тайны, гриф КТ с указанием обладателя этой тайны; - включить в трудовые договоры с сотрудниками, которые будут работать с объектами КТ, фразу об обязательстве не разглашать сведения, составляющие предмет КТ; - ввести особый режим доступа к информации, составляющей КТ; - произвести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей предмет КТ. В литературе нередко приводятся примеры защиты различных разработок в виде секрета производства. Интересный случай приведен в статье "Интеллектуальная собственность как инструмент маркетинга" [3]. Авторы статьи описывают создание совместного с американскими партнерами производства гидроизолирующего материала "Пенетрон". На российском предприятии готовят смесь песка и цемента, а затем приходит черный ящик из Америки с составом, который делает эту смесь проникающей водоизолирующей бетонной смесью. Как ни сильна российская химическая наука, секрет смеси нашими учеными до сих пор не раскрыт. А владеют секретом "Пенетрона" только отец и сын - собственники американского предприятия. Широко известен и пример с химическим составом "Кока-Колы", который также тщательно охраняется и известен только узкому кругу людей. Эти примеры могут создать несколько искаженное впечатление об объекте КТ как о чем-то уникальном, неочевидном. На самом деле объектом КТ может быть практически любой РИД - чертеж, технологический процесс, клиентская база, рецептура, статистический расчет, инструкция, методика анализа рынка, контракт с работником и др. Главное, чтобы этот РИД не был ранее опубликован, т.е. не был известен третьим лицам. Кроме того, этот РИД не должен попасть в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно статье 5 [2]. Это сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах о загрязнении окружающей среды, о состоянии противопожарной безопасности, об охране труда, о системе оплаты труда, о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и некоторые другие. Объектом КТ могут быть РИД, которые по законодательству запрещены к защите другими видами интеллектуальной собственности. Так, согласно п. 5 ст. 1259 [1] авторское право не распространяется на идеи, концепции, методы и др. Согласно п. 5 ст. 1350 [1] не являются изобретениями: математические методы, правила и методы интеллектуальной и хозяйственной деятельности и др. Все перечисленные РИД могут быть объектами КТ. Практически любой РИД нуждается в защите, т.к. только защищенный РИД обеспечивает своему владельцу исключительное право на его использование, которое защищено и законом. В соответствии с п. 1 ст. 14 [5] "Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: ...продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг". Согласно ст. 183 [6] "незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну ...наказывается ...лишением свободы на срок до 10 лет...". В настоящее время имеется целая группа исследователей, которая считает защиту РИД в виде объекта КТ более перспективной, нежели патентную защиту. Д.Б. Шульгин отмечает, что "...в иерархии способов повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса патентная охрана для многих компаний стоит на пятом месте после защиты в виде "ноу-хау", сокращения срока освоения инновации, собственно производства, продажи сопутствующих товаров или услуг" [4]. Кроме того, в силу высокой неопределенности патентной защиты, а также сложности и высокой стоимости судебных разбирательств в области патентного права "патентные войны" имеют смысл только как крайняя мера и при условии финансовой состоятельности истца. Преимущества защиты РИД в виде объекта КТ по сравнению с другими видами интеллектуальной собственности: изобретение (И), полезная модель (ПМ), промышленный образец (ПО), объект авторского права (ОАП), программа для ЭВМ (ПЭВМ) - иллюстрирует таблица 1. Таким образом, объект КТ обладает большей универсальностью по отношению к другим видам интеллектуальной собственности, отсутствием требований об обязательной регистрации в Федеральном институте промышленной собственности (как, например, в случае изобретения и др.), неограниченностью срока охраны, оперативностью получения статуса охраняемого РИД. Обладатель коммерческой тайны получает от ее непосредственного использования экономические преимущества в силу того, что его конкуренты не обладают информацией, составляющей предмет КТ. Коммерческая ценность информации выражается в этом случае в возможности получения дополнительной прибыли от реализации продукта или услуги, получаемых с использованием объекта КТ. За счет объектов КТ можно существенно увеличить капитализацию компании и, значит, ее устойчивость. В соответствии с п. 4 "при выполнении условий ...к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; ...секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания" [7]. В настоящее время в России появилась возможность ставить объект КТ на бухгалтерский баланс в качестве нематериальных активов (НМА). Бухгалтерский учет НМА считается важнейшим инструментом, обеспечивающим превращение так называемых неосязаемых ценностей в капитал. НМА подлежат амортизации, но не являются имуществом и потому не облагаются налогом на имущество. Долю НМА в стоимости компаний за рубежом в разных секторах экономики иллюстрирует таблица 2 [8]. Российские компании еще "не привыкли" показывать НМА в своей отчетности. Вероятно, такое положение скоро изменится и Россия подтянется к зарубежным стандартам в этой сфере. Совокупность объектов КТ, оцененная независимым оценщиком с применением доходных методов оценки и поставленная на баланс предприятия в качестве НМА, способна улучшить финансовое положение предприятия за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль вследствие включения в расходы амортизации НМА. При этом увеличение активов предприятия возможно обосновать за счет увеличения уставного капитала, а не прибыли, избежав тем самым уплаты дополнительного налога на прибыль. Безусловно, с введением в законодательную базу секрета производства (ноу-хау) предприятия получили мощный инструмент повышения своей устойчивости и конкурентоспособности. Литература 1. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. 2. Федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". 3. Чайков М.Ю., Чайкова О.М. Интеллектуальная собственность как инструмент маркетинга // Маркетинг. 2005. N 6. 4. Шульгин Д.Б. Системы управления интеллектуальной собственностью. Екатеринбург, 2006. 5. Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 6. Уголовный кодекс РФ. 7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007. 8. Карагодин Н.А., Иванов А.С. Правовой аудит и оценка интеллектуальной собственности: Доклад на международной конференции "Интеллектуальная собственность: от надежной защиты к эффективному управлению". Екатеринбург, 2008. ------------------------------------------------------------------