Защита прав потребителей

(Ашиткова Т., Маматов М.)

("Законность", 2005, N 9)

Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Т. АШИТКОВА, М. МАМАТОВ

Т. Ашиткова, старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

М. Маматов, аспирант.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. внес изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". По мнению многих специалистов, обновленный Закон станет самым жестким актом, закрепляющим обязанности поставщиков товаров и услуг в мировой практике. Предполагается, что изменения должны способствовать расширению прав потребителей.

Изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) разработаны с целью обеспечения баланса интересов потребителей и предпринимателей, устранения административных барьеров в экономике, защиты малого бизнеса и усиления ответственности за нарушения прав потребителей, упорядочения государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью без снижения государственных гарантий защиты прав потребителей.

Закон закрепляет за потребителями новые права, а за продавцами и изготовителями - дополнительные обязанности. Так, продавцам и изготовителям предоставлено право принимать на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (п. п. 7 и 8 ст. 5 Закона).

При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются продавцом в договоре с потребителем, а изготовителем - самостоятельно. Взятие на себя дополнительных обязательств изготовителями и продавцами товаров будет способствовать развитию конкуренции на рынке товаров и услуг, привлечению покупателей и защите их прав и интересов.

Производитель пищевых продуктов, использующий для изготовления своей продукции компоненты, полученные с применением генетически модифицированных организмов, отныне согласно п. 2 ст. 10 Закона обязан размещать информацию об этом, независимо от их количественного содержания. До сих пор в России действовала норма п. 2.18 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. "О введении в действие санитарных правил", согласно которой производители должны были указывать информацию о наличии генетически модифицированных компонентов в пищевых продуктах, если их содержание превышало 5%. Теперь изготовители должны указывать информацию о наличии таких компонентов в любом случае; нижнего порога таких показателей нет.

За рубежом информация о генно-модифицированных компонентах указывается при их содержании в размере 0,9% от общей массы продукта; это - минимальная составляющая, доступная для приборов. Согласно новой редакции Закона "О защите прав потребителей" в России требования к "чистоте" продукта выше, чем за рубежом. Как будет реализовываться новая норма Закона на практике - сказать сложно. Для таких проверок нужны современные мобильные приборы, которых у российских контролирующих органов, как правило, нет.

Обязанность указывать на продуктах информацию о наличии генно-модифицированных компонентов может создать серьезные проблемы для производителей, использующих в качестве сырья, например, мясо животных, которые вскармливаются модифицированными кормами. При анализе производимых изделий из такого мяса можно обнаружить генно-модифицированные компоненты, хотя формально конечный продукт "чист". Как поступать производителю в таком случае, Закон не объясняет.

Вызывает сомнения, станут ли изготовители продуктов питания указывать достоверную информацию о наличии генно-модифицированных компонентов. По данным Роспотребнадзора, от 30% до 40% продаваемых в России продуктов не содержат на этикетках полной и достоверной информации о составе, пищевой ценности, сроке годности продукции.

Сегодня указывают наличие генно-модифицированных компонентов только крупные компании, которые дорожат своей репутацией. Мелкие фирмы такой информации на упаковке своей продукции, как правило, не дают. Каких-либо дополнительных, эффективных методов борьбы с этими нарушениями новый Закон не устанавливает.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона поставщики должны будут информировать покупателей о противопоказаниях потребления их продукции при отдельных заболеваниях. Это может спровоцировать конфликт между изготовителями, продавцами и контролирующими органами. Ныне действующий Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства от 23 апреля 1997 г., включает лишь товары, которые содержат биологически активные добавки к пище, пищевые добавки, а также пищевые продукты с включением не свойственных им компонентов белковой природы. Этот перечень неполный. Такие вещества, как сахар или соли, которые входят в состав многих продуктов или напитков, пока ни в каких перечнях не предусмотрены, тогда как они могут быть вредны при диабете или болезнях почек, а чрезмерное их употребление может спровоцировать заболевания и повлечь претензии покупателей.

Согласно новой редакции Закона РФ "О защите прав потребителей" цены на товары (работы, услуги) должны быть указаны в рублях (п. 2 ст. 10 Закона). Эта обязанность коснется прежде всего операторов сотовой связи, продавцов электронной и бытовой техники, дорогостоящих товаров, которые обычно указывают цены на свои товары и услуги в условных единицах.

Одно из основных нововведений - возможность привлечения к ответственности за нарушение прав потребителей не только исполнителей и продавцов, но и уполномоченных организаций или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (ст. 13).

Необходимость установления ответственности указанных лиц обусловлена тем, что продавца или иностранного производителя порой невозможно привлечь к ответственности, в России часто нет уполномоченных иностранным изготовителем организаций, отвечающих перед потребителем за надлежащее качество товара. Иностранного производителя некачественного товара, находящегося вне зоны российской юрисдикции, российскому потребителю трудно привлечь к ответственности, из-за чего защита прав в случае покупки некачественного импортного товара была для потребителя затруднена. Продавец - магазин или торговая фирма - к моменту обнаружения брака покупателем может прекратить свое существование. В этих случаях предъявление претензии к производителю не всегда эффективно.

Импортер или уполномоченная организация действуют в рамках российского законодательства, их адрес, местонахождение и фирменное наименование должны быть указаны на товарах, поэтому отныне потребитель может предъявлять претензии и к этим посредникам.

Каким образом потребители смогут воспользоваться новыми правами? Очевидно, что некачественные продукты питания будут возвращаться все-таки продавцу. А за некачественные товары длительного пользования (бытовая техника, электроника, автомобили), скорей всего, продавцы отвечать не захотят и переадресуют покупателей с их претензиями к импортеру или уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю). У известных производителей техники и машин, как правило, в России есть свои представительства, куда и раньше могли обращаться граждане, купившие некачественный товар. Таким образом, за защитой своих прав к импортерам будут обращаться граждане, купившие некачественный непродовольственный товар малоизвестных производителей, у которых нет представительств в России.

В то же время, поскольку в Законе не закреплена очередность предъявления претензий, то потребитель, купивший некачественный товар, вправе по своему выбору требовать замены некачественного товара у продавцов, импортеров или уполномоченных организаций.

Новая редакция ст. 21 Закона устанавливает, что если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет.

Актуальна для потребителей новая ст. 26.1 Закона (дистанционный способ продажи товара), обеспечивающая защиту прав потребителей в случаях, когда заключается договор купли-продажи на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.

В Законе закреплены специальные требования к информации о товаре, распространяемом дистанционным способом, и форме ее предоставления. Продавец до заключения договора должен довести до сведения потребителя информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара и др.

В ст. 26.1 Закона установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей, как право потребителя на отказ от товара до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. Исключение составляют товары с индивидуально-определенными свойствами, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем.

Продавец теперь заинтересован в том, чтобы в момент продажи товара ознакомить покупателя в письменной форме с его правами, включая право на возврат покупки или замену товара. Если такая информация не предоставлена, то покупатель может отказаться от товара и потребовать возврата уплаченных денег в течение трех месяцев.

Дополнительные права покупателям при дистанционной торговле крайне необходимы, так как в этом случае товары приобретаются практически "вслепую", а потребовать возврата денег или обмена или возврата товара от такого "виртуального" продавца до сих пор было затруднительно. Недобросовестные продавцы скрывают информацию о себе, указывая лишь номера телефонов или абонентских ящиков. Теперь, по-видимому, покупатель может потребовать подробную информацию о местонахождении продавцов и от телеканалов, которые предоставляют свой эфир компаниям, предлагающим товары через магазины "на диване". Если же у телеканалов такой информации нет, то потребитель на основании ст. 30 ФЗ от 18 июля 1995 г. "О рекламе" может предъявить иск не только к рекламодателю, но и к рекламопроизводителю и рекламораспространителю.

В Законе не закреплен порядок возврата денег и товара продавцом и покупателем при расторжении договора купли-продажи дистанционным способом. По-видимому, при этом будут использоваться обычаи делового оборота.

При дистанционной торговле товар отправляется покупателю с курьером или по почте, а также возможен самовывоз. Оплата товара производится наличными деньгами при доставке товара курьером, самовывозе или на почте при получении почтового отправления; "электронными деньгами", если покупка происходит через Интернет; банковским переводом.

Следует отметить, что запрет, содержащийся в ст. 26.1 Закона, на возврат товара с индивидуально-определенными свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, противоречит п. 3 ст. 497 ГК РФ, которым установлено, что покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора. Принимая во внимание тот факт, что в подобных ситуациях причина отказа потребителя - ненадлежащее качество изготовленного товара, реализация нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", запрещающей возврат товара индивидуально-определенными свойствами, ведет к ущемлению прав потребителей.

Еще одно новшество касается права на обмен ранее купленных непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не были в употреблении, даже без чека, так как согласно изменениям в ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей" "отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания". В этой же статье установлен трехдневный срок для возврата продавцом денежной суммы, уплаченной покупателем за непродовольственный товар надлежащего качества, который не подошел ему по каким-либо причинам и возвращен продавцу.

В Закон также внесены дополнения и изменения, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, которые обусловлены изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, а также увеличением круга лиц, которые несут ответственность за продажу некачественного товара. Значительно расширены права общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов).

Название документа