Товарный знак как составная часть права интеллектуальной собственности

(Успенская Н. В.) ("Юрист", 2005, N 9) Текст документа

ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Н. В. УСПЕНСКАЯ

Успенская Н. В., РГИИС.

"Интеллектуальная собственность" является обобщающей по отношению к целому ряду правовых институтов, наиболее значимыми из которых являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки <*>. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК) отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права. Указанные отношения, а точнее - нормы, их регулирующие, составляют подотрасль гражданского права, именуемую правом интеллектуальной собственности. Право интеллектуальной собственности в объективном смысле - это система правовых норм на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом <**>. -------------------------------- <*> Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М.: Юрист, 2000. С. 15. <**> Там же. С. 17.

Результаты интеллектуальной деятельности, как и приравненные к ним в правовом смысле средства индивидуализации товаров и их изготовителей, относятся к категории нематериальных объектов. Особая природа таких объектов обусловливает особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием и защитой исключительных прав <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <*> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Инфра-М, 1998. С. 286.

Интеллектуальная собственность - это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной, и прежде всего творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг <*>. Нужно иметь в виду, что применение к интеллектуальной и промышленной собственности самого термина "собственность" не означает, что они подпадают под общее понятие права собственности и являются его разновидностью. Понятие "интеллектуальная собственность" необходимо отличать от понятия "собственность", равно как понятие "исключительное право" от понятия "вещное право". Объектами интеллектуальной собственности являются не вещи, не осязаемые предметы, а идеальные результаты духовной деятельности, творчества. Следует различать сам товарный знак как конечный результат творческого труда и его объективную форму, материальный носитель, например какой-нибудь товар, продаваемый под этим товарным знаком. Товар можно купить, продать, потерять или уничтожить, это объект вещного права; товарный знак нельзя потерять или уничтожить - это объект исключительного права. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 224.

Своеобразие объектов интеллектуальной собственности состоит в том, что они являются нематериальными объектами и непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены <*>. К этим отношениям неприменимы нормы о праве собственности, относящиеся к вещным правам. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <*> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 181.

Ряд авторов полагают, что понятие "интеллектуальная собственность" является неточным и вводит путаницу в законодательство и правоприменение. Однако существуют и другие точки зрения. Мэггс и Сергеев полагают, что в настоящее время термин "интеллектуальная собственность" лишь в историческом плане связан с теорией интеллектуальной собственности конца XVIII - начала XIX века и не таит в себе никакой реальной опасности в части введения в заблуждение относительно юридической природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется. Поэтому для его применения в законодательстве и в юридической литературе нет никаких серьезных препятствий <*>. -------------------------------- <*> Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М.: Юрист, 2000. С. 29.

Право вообще и гражданское право в частности процесс интеллектуальной и творческой деятельности не регулирует. Однако, когда процесс творчества завершен, появляется новый объект, а соответственно и права на него, что влечет вступление в действие нормы гражданского права, устанавливающего правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его создателя. Таким образом, интеллектуальной собственностью называются права на результаты творческой деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукции или выполняемых услуг. В учебнике гражданского права под редакцией А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого сказано, что действующее российское законодательство не признает результатами творчества фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ или услуг, но поскольку правообладателям указанных объектов гарантируется исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник. Ч. I. / Под. ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Теис, 1996. С. 214.

Охрана результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 44 Конституции: "Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом". Правовое регулирование интеллектуальной собственности п. "о" ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Кроме того, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15 Конституции). Как правопреемник СССР Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридского соглашения о международной регистрации знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., вступила в некоторые другие международные договоры, о чем подробнее будет сказано в соответствующем разделе. В ст. 138 Гражданского кодекса РФ закреплено: "В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)". Данная статья отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия. Права на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц и выпускаемой продукции или выполняемых услуг регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <*>. Кроме того, правовое регулирование разных аспектов проблемы товарных знаков осуществляется Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г., Федеральным законом "О рекламе" 1995 г., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Кодексом об административных правонарушениях 2001 г., Уголовным кодексом РФ 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. и др. -------------------------------- <*> Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 (в ред. Федерального закона РФ от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) // ВСНД. 1992. N 42. Ст. 2322; СЗ РФ. 2002. N 50. С. 4927.

Важную роль в процессе правового регулирования правоотношений по поводу товарных знаков играют постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Эти документы призваны урегулировать частные вопросы, такие, как регистрация товарных знаков, сборы за регистрацию и использование товарных знаков <*>, передачу исключительного права на товарный знак, признание товарного знака общеизвестным и др. Более подробно об этих документах будет сказано в соответствующих разделах. -------------------------------- <*> Речь идет о взимании сбора за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (Приказ МНС РФ от 29 июня 2000 г. N БГ-3-02/246).

Статья 128 ГК РФ относит "результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность)" к объектам гражданских прав. Но данное положение не сразу закрепилось в российском правопонимании и было спорно в течение достаточно долгого времени. В этой связи следует рассмотреть несколько теорий объектов гражданских прав. Сторонники "вещной теории объекта правоотношения" трансформируют философское понимание объекта следующим образом: "Объект правоотношения - это предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей" <*>. Очевидно, что если руководствоваться таким пониманием объекта гражданских прав, то интеллектуальная собственность как права на результаты творческой деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц и выпускаемой ими продукции или выполняемых услуг нельзя рассматривать в качестве объекта гражданских правоотношений, так как они не представляют собой материальный предмет как таковой (хотя справедливости ради надо отметить, что гражданское право охраняет только те результаты интеллектуальной деятельности, которые получили материальное воплощение вовне). -------------------------------- <*> Дудин А. П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980. С. 68. Приводится по: Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные вопросы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 113.

О. С. Иоффе, являющийся сторонником "поведенческой теории объекта", в частности, говорит, что "не только в философии, но и в любой другой науке, рассматривающей вопрос об объекте определенного явления, под объектом понимают не то, по поводу чего это явление существует, а то, на что данное явление оказывает или может оказывать воздействие" <*>. Сторонником этой теории является и Г. Ф. Шершеневич, один из первых сформулировавший концепцию интеллектуальной собственности <**>. В своем "Учебнике русского гражданского права" Шершеневич писал: "Средством удовлетворения интересов человека могут служить не только обособленные части внешнего мира, вещи в материальном значении слова, но и собственные действия, когда они имеют какое-нибудь экономическое содержание. Современные общественные условия вызвали к жизни целый ряд новых отношений, обнаруживших важное экономическое значение некоторых действий. Таковы интересы, соединенные с известностью фирмы и заключающиеся в изготовлении и распространении товаров известного качества, изящности рисунка или модели, создаваемой на известной фабрике изделий. Сюда же относятся интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в создании литературных, художественных или музыкальных произведений" <***>. Таким образом, с развитием хозяйствования появилась необходимость выделить такой нетрадиционный объект гражданских прав, как "интеллектуальная собственность". -------------------------------- <*> Иоффе О. С. Правоотношения по советскому гражданскому праву. Л., 1949. С. 81. Приводится по: Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные вопросы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 114. <**> Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. М., 1891. <***> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 254.

Объектом гражданских прав признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. В своей статье "Объект гражданского правоотношения" В. И. Сенчищев говорит о том, что объект гражданских прав характеризуется двумя следующими свойствами: во-первых, принципиальной возможностью находиться в гражданском обороте и, во-вторых, тем, что такой объект допущен в оборот <*>. -------------------------------- <*> Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные вопросы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 115.

Права, относимые к нематериальным объектам, представляющим собой результаты интеллектуальной, творческой деятельности или средства индивидуализации товаропроизводителей или товаров, традиционно входят в структуру гражданского права, так как имеют адекватную имущественную ценность <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004. ------------------------------------------------------------------ <*> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М.: БЕК, 1996. С. 234.

Гражданский кодекс РФ (ст. 129) делит все объекты гражданского права на три группы, исходя из их оборотоспособности: свободно обращающиеся, ограниченные в обращении и полностью изъятые из оборота <*>. Интеллектуальная собственность относится к свободно обращающимся объектам гражданских прав. -------------------------------- <*> Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995. С. 203.

Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг <*>. Это творения человеческого разума, его интеллекта. В Стокгольмской конвенции от 14 июля 1967 г. (с изменениями от 2 октября 1979 г.), учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) <**>, записано: "Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным трудам, театральным постановкам, фонограммам, радио и телевещанию, изобретениям во всех отраслях человеческой деятельности, промышленным образцам, товарным и фирменным знакам, защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях" (ст. 2 п. VIII). -------------------------------- <*> Брагинский М., Суханов Е., Ярошенко К. Объекты гражданских прав: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ // Хозяйство и право. 1995. N 5. <**> Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Публикация N 250(Я). Женева, Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1974. СССР ратифицировал Конвенцию в 1968 г. См.: Указ Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 - 1975. Т. 2. М., 1975. С. 242 - 243.

Таким образом, понятие "интеллектуальная собственность" включает в себя целый ряд объектов. Исключительные права делятся на несколько групп, для которых установлен различный правовой режим использования и защиты. Обычно в теории интеллектуальную собственность делят на две составляющие - промышленную собственность и авторское право <*>, к которому примыкают смежные права исполнителей, производителей фонограмм организаций вещания. Товарные знаки входят в группу промышленной собственности. -------------------------------- <*> Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учеб. пособие. М., 1997. С. 11.

Однако эта точка зрения не единственная. Так, например, Мэггс и Сергеев полагают, что с учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся системы источников указанная подотрасль обычно подразделяется на четыре относительно самостоятельных института: авторское право и смежные права, патентное право, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), а также институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности <*>. -------------------------------- <*> Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М.: Юрист, 2000. С. 17 - 21.

В своем учебнике А. П. Сергеев выделяет в праве интеллектуальной собственности авторское право, т. е. литературную, художественную и научную собственность, патентное право, т. е. промышленную собственность, а также результаты интеллектуальной деятельности, которые пользуются правовой охраной вне рамок авторского и патентного права и законодательства о средствах индивидуализации. К ним относятся, в частности, топологии интегральных микросхем, служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и некоторые другие объекты правовой охраны <*>. -------------------------------- <*> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 19.

Но представленные расхождения являются, скорее, теоретическими, и авторы, предлагая свою классификацию институтов права интеллектуальной собственности, вряд ли противоречат друг другу. Ведь никто из них не отрицает наличия в нем всех объектов правовой охраны. Напротив, следует отметить, что в российской юридической литературе давно проводится мысль о необходимости правовой охраны любых творческих результатов независимо от их последующей классификации <*>. -------------------------------- <*> См., напр.: Юрченко А. К. Охрана интересов граждан в правоотношениях, связанных с творческой деятельностью // Гражданско-правовая охрана интересов личности. М., 1969. С. 204.

Итак, следуя классификации ВОИС, все объекты права интеллектуальной собственности можно разделить на три группы: 1. Литературные, художественные, научные труды (авторское право). 2. Исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (смежные права). 3. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (патентное право и право промышленной собственности). Придерживаясь традиционной точки зрения, мы будем относить товарные знаки к институту промышленной собственности. Как писал Г. Ф. Шершеневич, "существует ряд исключительных прав, установленных в интересах промышленности, производства и торговли" <*>. Под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отмечает свои товары в отличие от товаров других лиц <**>. -------------------------------- <*> Шершеневич. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 261. <**> Там же. С. 264.

В п. 1 ст. 15 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) <*> содержится широкое определение того, что может быть признано товарным знаком: "Любой символ или комбинация символов, служащие для выделения товара или услуги из ряда других товаров и услуг и способные составить товарный знак. Такие символы, в частности словосочетания, включающие личные имена, буквы, числа, фигурные элементы и комбинации цветов, равно как и комбинации символов, могут подлежать регистрации в качестве товарных знаков. Страны-участницы могут как условие регистрации выдвигать требования о том, что знак должен восприниматься зрительно". -------------------------------- <*> Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность 1994 г.

Как правило, национальным законодательством предоставляется правовая охрана товарным знакам, отвечающим дефиниции, данной в Соглашении ТРИПС. В некоторых странах нет требования о том, что знак должен легко восприниматься зрительно. В США, например, успешно зарегистрированы в качестве товарных знаков отдельные музыкальные композиции из нот и даже запахи. Однако, говоря о товарном знаке для общемирового распространения, следует предвидеть возможность риска, если знак не воспринимается зрительно, ибо в этом случае в некоторых странах его охрана может оказаться невозможной. В российском праве товарный знак (знак обслуживания) определяется как обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). По мнению Л. Комарова, недостаточно точным представляется определение понятия "товарный знак": в нем неясно просматривается такая его важная функция, как индивидуализация владельца знака, производящего товары или оказывающего услуги <*>. -------------------------------- <*> Комаров Л. Пути совершенствования правового регулирования в сфере товарных знаков // Интеллектуальная собственность. 2002. N 2. С. 13.

Таким образом, товарный знак является обозначением, индивидуализирующим результаты деятельности предприятия, влияющим на повышение качества продукции, установление ответственности изготовителя. Он помогает активному продвижению товара на рынке в первую очередь благодаря своим рекламно-эстетическим качествам, содействует установлению взаимосвязи между промышленностью и торговлей, производством и потреблением, изготовителем товара и его покупателем. Становясь "безмолвным продавцом", товарный знак помогает потребителям выбирать продукцию желаемого качества. Товарный знак позволяет фирме, использующей его, обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание и, после того как покупатели познакомились с товаром, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке. Ценность товарного знака проистекает из ассоциации между товарным знаком и изделием. После того как товарный знак завоевал хорошую репутацию, для товара становится значительно легче проникать на новые рынки и тем самым стимулировать экспорт. Законодательство о товарных знаках защищает производителя товаров и услуг от конкурентов, подделывающих их товарные знаки и знаки обслуживания. В отличие от потребителя производитель товара зачастую обладает средствами и стимулами, чтобы в судебном порядке отстоять свои права на товарный знак. В судебном порядке можно не только преследовать простое пиратство, но и решать сложные юридические вопросы, такие, как степень схожести двух товарных знаков. Именно наличие охраны товарного знака побуждает производителей улучшать качество своей продукции, поскольку защита товарным знаком может иметь и отрицательные последствия для производителя, если знак ассоциируется с низкокачественным продуктом. Товарные знаки также полезны и для государственных органов, которые отвечают за проверку качества товаров и услуг. Товарные знаки могут помочь им опознать товары и услуги, не отвечающие требованиям закона и выявленные в результате жалоб или лабораторных проверок, выделив их из группы аналогичных или идентичных товаров. И наконец, регистрация товарных знаков является полезным источником статистической и экономической информации для государственных органов. С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным становятся такие элементы интеллектуальной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных производителей и поставщиков услуг, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Такой правовой механизм представлен институтом средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Следует подчеркнуть, что до недавнего времени отношения, связанные с индивидуализацией товаропроизводителей, не имели законодательной регламентации и регулировались лишь малодоступными и зачастую устаревшими подзаконными актами. Следствием монополизма на советском рынке и господства государственной собственности было крайне незначительное по сравнению с масштабами страны число регистрируемых товарных знаков и иных индивидуальных знаков охраны, отсутствие споров о нарушении прав на них в судебной практике, слабая теоретическая разработка проблемы. С переходом к рыночной экономике отношение к указанным объектам стало резко меняться. В условиях развивающегося производства и сектора предоставления услуг и возрастания спроса на те или иные товары очень важно обеспечить возможность индивидуализации предлагаемых товаров и услуг, в чем в равной степени заинтересованы и производители, и потребители. Гарантируя право на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуальным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивая их защиту в случае нарушения, Закон создает предпосылки для указанных возможностей.

Название документа