Условия предоставления правовой охраны товарных знаков

(Успенская Н. В.) ("Юрист", 2005, N 10) Текст документа

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Н. В. УСПЕНСКАЯ

Гражданский кодекс РФ устанавливает общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Порядок возникновения исключительного права на товарный знак регулируется специальным законом - Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992 г. (далее - Закон). В ст. 2 Закона говорится, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. Регистрация товарного знака подтверждается выдачей свидетельства (ст. 3 Закона). Защита исключительных прав на товарный знак обеспечивается нормами гражданского, административного и уголовного законодательства: в частности, Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г., Федеральным законом "О рекламе" 1995 г., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Кодексом об административных правонарушениях 2001 г., Уголовным кодексом РФ 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. и др. В ст. 1 Закона сказано, что товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг юридических или физических лиц. Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации), поэтому, рассматривая далее правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания, мы будем оперировать понятием "товарный знак". Товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и подчас заменяет собой длинное и сложное название производителя товара. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 5 Закона). Такие требования к товарным знакам вытекают из положений Закона, хотя в литературе иногда выдвигались и выдвигаются и некоторые другие критерии. Так, по мнению Н. И. Коняева, в качестве товарных знаков могут быть заявлены лишь художественные обозначения, что означает их соответствие эстетическим требованиям. Поэтому, полагает он, не могут признаваться товарными знаками безвкусные рисунки, словосочетания и т. д. <*>. Данная точка зрения представляется неосновательной, поскольку указанное требование ни ранее, ни сейчас в Законе не содержится и из него не вытекает. Конечно, при разработке товарных знаков следует учитывать такие требования, как рекламоспособность, ассоциативность, связанность с местом происхождения товара, удобопроизносимость, приспособляемость и т. д., но данные условия отнюдь не являются обязательными, и можно встретить целый ряд обозначений, зарегистрированных или пока только претендующих на это, которые этими признаками не обладают. И конечно, отказ в регистрации товарного знака по мотиву его нехудожественности будет признан незаконным. -------------------------------- <*> Коняев Н. И. Право на товарный знак и промышленный образец. Куйбышев, 1984. С. 10.

Обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в силу международных соглашений. Тождественность и сходство до степени смешения определяются двумя признаками: 1. Тождественность самого обозначения или сходство до степени смешения с другим существующим товарным знаком, т. е. полное или частичное (но основное) совпадение элементов товарного знака, не позволяющее "с ходу" "невооруженным глазом" отличить одно изображение от другого. Не допускается также включение в товарный знак элементов, охраняемых в одном из государств - участников международного договора, в который входит Россия. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 7 Закона. 2. Однородность товаров: тождественность и сходство до степени смешения товарных знаков не допускается только в случае, если товары относятся к одному и тому же классу товаров по МКТУ <*>. -------------------------------- <*> Единый международный классификатор товаров и услуг, принят Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. (пересмотрен в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Женеве 13 мая 1977 г.), последнее опубликование 2002 г.

Если установление тождественности товарных знаков не вызывает особых затруднений, то обратная ситуация складывается с установлением сходства. В Законе о товарных знаках указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени смешения. Данное определение носит достаточно абстрактный характер, хотя и вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован, прежде всего, на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например с позиций дизайнера, художника, графика, эксперта, которые способны отметить малейшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных знаний и навыков в этой области. В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить с учетом ряда факторов. Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков - на изобразительные мотивы, сочетание цветов, форм и размеров; у комбинированных - на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности <*>. -------------------------------- <*> Адуев А. И., Белогорская Е. М. Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. С. 28.

В мировой практике приняты два возможных основания возникновения государственно-правовой защиты прав на товарные знаки: это государственная регистрация и преждепользование. Преждепользование означает, что любое лицо, которое до даты приоритета заявки на регистрацию знака, поданной другим лицом, добросовестно использовало знак или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема и после даты приоритета заявки <*>. Государственная регистрация является основанием возникновения государственно-правовой защиты товарных знаков во многих странах. Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких преимуществ можно выделить следующие: -------------------------------- <*> Могилевский В. М. Право преждепользования на знаки для товаров и услуг // Юридическая практика. 2003. N 8.

1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне. При системе преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны. 2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое оповещение осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного ведомства. Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений, служит гарантией защиты прав владельца товарного знака и интересов потребителей. Кроме этого, информирование через публикацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения, обладающие оригинальностью и новизной, т. е. отвечающие требованиям, предъявляемым законодательством к товарным знакам. 3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре. 4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу ст. 4С - 1 Парижской конвенции. 5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения является обязательным требованием законодательств некоторых стран для регистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия, Испания, Дания и др.). В соответствии со ст. 2 Закона основанием для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации является его государственная регистрация. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Приведем пример из практики, подчеркивающий важность государственной регистрации товарного знака. Ликеро-водочный завод обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении выпуска водки с использованием на этикетке обозначения, тождественного его товарному знаку. В обоснование своих требований истец представил лицензию на производство водки и патент на изобретение. Арбитражный суд отказал в иске, не признав указанные документы в качестве доказательства прав на спорный товарный знак, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" право на товарный знак возникает на основании государственной регистрации последнего в Патентном ведомстве Российской Федерации. Основания для охраны данного обозначения в силу международных договоров Российской Федерации также отсутствовали <*>. -------------------------------- <*> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. N 10.

Процесс регистрации товарных знаков регулируется главами 7 и 8 Закона, а также ведомственными актами: Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" <*> (далее - Правила) и Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара" <**>. -------------------------------- <*> Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 " О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4322) // Российская газета. 2003. 3 апреля. <**> Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 марта 2003 г. N 4276) // Российская газета. 2003. 3 апреля.

Статья 4 Федерального закона РФ о товарных знаках 1992 г., которая называется "Исключительное право на товарный знак", закрепляет следующее положение (п. 1): "Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя". Сущность права на товарный знак заключается в возможности его неограниченного и монопольного использования правообладателем. Использованием товарного знака считается применение его на товарах и (или) упаковке, для которых он зарегистрирован, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках и т. п. (ст. 22 Закона о товарных знаках). При этом лицом, применяющим товарный знак, может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование товарного знака рассматривается не только как право, но и как обязанность его владельца, хотя в Законе РФ о товарных знаках в отличие от ранее действовавшего законодательства, в частности Положения о товарных знаках 1974 г., это прямо не подчеркивается. Подобный вывод можно сделать на основании п. 3 ст. 22 Закона, где предусматривается возможность досрочного прекращения охраны товарного знака в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет с момента его регистрации. Соответствующее указание есть и в Парижской конвенции, где в ст. 5С - 1 сказано, что если в стране использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия. Применение товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает охрану, предоставленную знаку. Данный вопрос решается Палатой по патентным спорам по заявлению любого лица по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не используется до подачи заявления. При решении вопроса о досрочном прекращении регистрации рассматриваются доказательства использования товарного знака, предоставленные правообладателем. При этом во внимание принимаются доказательства того, что знак не используется правообладателем по не зависящим от него обстоятельствам, например из-за отсутствия необходимого сырья. Получается, что при решении этого вопроса, как и в большинстве случаев разбирательств по гражданским делам, провозглашается презумпция виновности, т. е. на само лицо возлагается обязанность собирания доказательств и доказывание обратного. Сложным представляется вопрос об использовании товарного знака, достаточном для поддержания в силе его регистрации. В Законе (п. 3 ст. 22) сказано, что "правовая охрана может быть прекращена в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака", дальше в той же статье говорится, что "для целей настоящего пункта использованием товарного знака признается также его использование с изменением отдельных элементов товарного знака, не меняющих его существа". В литературе обычно предлагается различать две его стороны: количественную и качественную <*>. В частности, применение товарного знака на одном или очень ограниченном числе изделий, может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы, оборудование либо изделия, пользующиеся ограниченным спросом. Напротив, если товарный знак был предназначен для серийно выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске ограниченного числа образцов (например, опытных образцов), это может быть квалифицировано как недостаточное его использование. -------------------------------- <*> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 583.

Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, указанного при регистрации, и того перечня товаров, который фактически маркируется данным товарным знаком. Согласно общему правилу эти перечни должны друг с другом совпадать, но на практике от этого правила встречаются отступления. В ряде случаев товарный знак может использоваться для обозначения товаров, формально не указанных в перечне при регистрации. Такое использование товарного знака является неправомерным и не учитывается при исполнении обязанности по применению товарного знака, хотя могут быть и исключения. В других случаях товарный знак может использоваться для обозначения более узкого круга товаров, чем это было заявлено при регистрации. Данное обстоятельство может служить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не используются производителем (поставщиком услуг) для обозначения данным товарным знаком либо вовсе не производятся. Право на товарный знак есть комплекс исключительных имущественных прав разрешительного и запретительного характера, устанавливаемых самим правообладателем и нормативными правовыми актами. В силу ст. 4 Закона о товарных знаках, определяющей исключительное право на товарный знак, никто не имеет права использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца; сам владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также право запрещать использование своего знака другим лицам. При использовании товарных знаков их обладатели могут проставлять рядом с указанным обозначением предупредительную маркировку, указывающую на то, что данное обозначение является товарным знаком. Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, а следовательно, это гарантирует покупателю приобретение товара именно того производителя, на которого он рассчитывает. Нормы о предупредительной маркировке с указанием ее формы содержатся в законодательствах таких стран, как США и Япония. Закон Японии, в частности, рекомендует для привлечения внимания к знаку и предупреждения его потенциальных нарушителей сопровождать знак маркировкой в виде латинской буквы R или R в окружности или словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный знак". Кроме названных изображений в мировой практике получили распространение буквенные сочетания "ТM", а также слова "Trademark", "зарегистрированный знак" - "Registered Trademark" (Великобритания), "Marque deposee" (Франция, Бельгия), "Marks Registrada" (латиноамериканские страны). Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется ст. 5D Парижской конвенции: "Для признания прав не требуется помещения на продукте какого-либо обозначения или указания на патент, полезную модель, регистрацию товарного знака или депонирование промышленного образца". В российском законодательстве на данный момент не установлен вид маркировки, поэтому отечественные производители используют либо знак R, либо надпись "Зарегистрированная торговая марка (товарный знак)". Следует иметь в виду, что "незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака" влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст. 180 УК РФ. Поэтому, если обозначение еще только заявлено к регистрации, это должно быть отражено и в предупредительной маркировке. Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Право на товарный знак является абсолютным. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия правообладателя составляет правонарушение. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ о товарных знаках 2002 г. свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право правообладателя на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Лицо (заявитель), регистрирующее товарный знак, обязано всегда указывать перечень товаров, в отношении которых будет действовать свидетельство о регистрации товарного знака <*>. Охраняться будет товарный знак только в отношении указанных товаров (в соответствии с 8-й редакцией Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков). -------------------------------- <*> Пункт 2.11 Приказа Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Сборник нормативных документов. М.: ООО "Вершина", 2003. С. 105 - 145.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ о товарных знаках 2002 г. нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; - при выполнении работ, оказании услуг; - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; - в предложениях к продаже товаров; - в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. После надлежащей регистрации товарного знака у его правообладателя появляются определенные права на этот товарный знак. Другое физическое или юридическое лицо не имеет права без разрешения правообладателя товарного знака каким-либо образом использовать этот товарный знак в своих интересах. Таким образом, условием предоставления правовой охраны товарного знака (за исключением случаев предоставления охраны в силу международных договоров) является его государственная регистрация, которая подтверждается свидетельством на товарный знак, т. е. юридическим документом, который удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак. Следует помнить, что действие права на товарный знак ограничивается: - перечнем товаров, указанных в свидетельстве; - территорией страны регистрации; - сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован. Правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Так, ст. 6-bis Парижской конвенции предусмотрен льготный режим охраны "общеизвестных" знаков, к которым относятся обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе. Право на товарный знак по общему правилу принадлежит правообладателю. Только правообладатель может передать право на использование своего товарного знака другому лицу - юридическому или физическому, занимающемуся предпринимательской деятельностью, - или уступить этому лицу свой товарный знак. Никто не может использовать чужой товарный знак без разрешения его владельца. Таким образом, отношения между правообладателем и другими лицами имеют абсолютный характер. Относительный характер этого права проявляется в случаях, когда правообладатель вступает с кем-либо в договорные отношения по передаче прав на использование товарного знака, а также при нарушении исключительного права на товарный знак (деликтные обязательства). Кроме того, исключением из абсолютного права на товарный знак будет и тот случай, когда товарный знак используется не самим собственником, а третьими лицами в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия (ст. 23 Закона о товарных знаках). Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Причем указанный срок рассматривается законом в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя в случае подачи заявления в течение последнего года действия заявки каждый раз на десять лет. Поэтому в принципе срок охраны товарного знака может быть сколь угодно длительным. По ходатайству правообладателя товарного знака для продления срока действия регистрации на товарный знак ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины (ст. 16 Федерального закона РФ о товарных знаках 2002 г.). В Парижской конвенции содержится норма (ст. 5-bis) о том, что для уплаты пошлин, предусмотренных для сохранения прав промышленной собственности, предоставляется льготный срок, составляющий не менее шести месяцев, при условии уплаты дополнительной пошлины, если такая пошлина устанавливается национальным законодательством. В случае пропуска и этого льготного шестимесячного срока владельцу для восстановления своих прав необходимо подать новую заявку, но теперь уже с потерей прежнего приоритета. Запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и свидетельство на товарный знак (п. 3 ст. 16 Закона о товарных знаках 2002 г.). Сведения о продлении срока действия регистрации товарного знака публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности незамедлительно после внесения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ записи о продлении срока действия регистрации товарного знака <*>. -------------------------------- <*> Орлова В. В., Восканян Р. С., Корчагин А. Д. Товарные знаки в России (справочное пособие для предпринимателей). Тольятти: Издательский дом "Довгань", 1995. С. 12 - 13; Пункт 8 главы 1 Приказа Роспатента от 3 марта 2003 г. N 27 "Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений" // Законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Сборник нормативных документов. М.: ООО "Вершина", 2003. С. 172 - 1182.

Кроме того, в соответствии с главой 6 Закона регистрация товарного знака может быть оспорена и признана недействительной, если обозначение зарегистрировано с нарушением закона или зарегистрированный товарный знак воспроизводит обозначение, длительное время используемое в Российской Федерации иным лицом для однородных товаров, при условии, что такое использование стало осуществляться до даты приоритета товарного знака, регистрация которого оспаривается, а период использования обозначения превышает период использования товарного знака. Таким образом: - обязательным условием предоставления правовой охраны товарного знака является его государственная регистрация; - объем правовой охраны товарного знака устанавливается самим правообладателем (имеется в виду, что правообладатель при регистрации своего товарного знака указывает перечень товаров и услуг, для которых товарный знак регистрируется) и нормативными правовыми актами; - содержание исключительных прав на товарный знак носит абсолютный характер - передача прав правообладателем на использование товарного знака физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, или юридическому лицу; никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя; и относительный характер - передача прав на использование товарного знака путем вступления в договорные отношения; относительный характер исключительного права на товарный знак проявляется и при нарушении исключительного права на товарный знак; - срок действия правовой охраны товарного знака действует до истечения десяти лет, но может быть продлен.

Название документа