Вправе ли законодательный (представительный) орган субъекта РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. до нуля?

Ответ: Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, вправе после 01.01.2011 уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. до нуля, при этом, учитывая п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, в данном законе может быть предусмотрено распространение нулевой ставки и на периоды ранее 2011 г.

Обоснование: В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 307-ФЗ)) налоговые ставки, указанные в п. 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

При этом исходя из п. 1 ст. 361 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 307-ФЗ) налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, в частности, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно - в размере 5 руб.; свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - в размере 7 руб.

Следовательно, положения НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 307-ФЗ) не предусматривают возможности уменьшения законами субъектов Российской Федерации налоговых ставок транспортного налога, в частности, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. более чем в десять раз, в том числе до нуля.

Законом N 307-ФЗ внесены изменения в положения ст. 361 НК РФ, в частности, согласно п. 1 ст. 361 НК РФ (в ред. Закона N 307-ФЗ) налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, в частности, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно - в размере 2,5 руб.; свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - в размере 3,5 руб.

В п. 2 ст. 361 НК РФ Законом N 307-ФЗ внесено изменение, согласно которому указанное в нем ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Как указано в ст. 2 Закона N 307-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 01.01.2011, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 29.11.2010) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т. е. с 01.01.2011.

Следовательно, после 01.01.2011 действует правило, согласно которому законодательный (представительный) орган субъекта РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, вправе уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. в том числе до нуля.

Дополнительно отметим, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.01.2011