Каков порядок применения ставки 0% по НДС, действовавший до 1 января 2011 г., в отношении
транспортно-экспедиционных услуг; услуг по перегрузке (перевалке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации порожних контейнеров (ранее ввезенных на территорию Российской Федерации); услуг таможенного брокера?Ответ: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 11 января 2011 г. N 16-15/000027
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (утратил силу с 1 января 2011 г.) налогообложение по налоговой ставке 0% производится, в частности, при реализации работ или услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории. Таким образом, положение пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги), выполненные (оказанные) непосредственно в отношении товара, который вывозится за пределы территории Российской Федерации либо ввозится на ее территорию. Пунктом 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора: - организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; - заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; - обеспечение отправки и получения груза; - другие обязанности, связанные с перевозкой. Таким образом, при оказании российской организацией работ (услуг), соответствующих названным выше критериям, между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, при наличии необходимых документов применяется нулевая ставка НДС. Вместе с тем, учитывая, что в данном случае перевозка груза осуществляется железнодорожным транспортом в контейнерах, необходимо иметь в виду следующее. При оказании российской организацией услуги по перегрузке (перевалке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации порожних контейнеров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации, контейнеры не следует рассматривать для целей применения НДС в качестве ввозимых на территорию Российской Федерации (импорт) или вывозимых с территории Российской Федерации (экспорт) товаров. Данная позиция основана на положениях Приложения B.3 к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 <1>, согласно которым под контейнерами понимаются специально сконструированные для обеспечения перевозки одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов приспособления, представляющие собой полностью или частично закрытые емкости, предназначенные для помещения в них грузов, достаточно прочные и приспособленные для многократного использования в подобных целях. -------------------------------- <1> Неофициальный перевод Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 приведен в качестве Приложения N 2 к Методическим рекомендациям о применении карнета АТА, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 25.07.2007 N 895.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что указанные услуги, на основании п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%. По вопросу налогообложения НДС операций по оказанию услуг, по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации (услуги таможенного брокера), следует руководствоваться Письмом Федеральной налоговой службы от 22.01.2009 N ММ02203/53. Данным Письмом деятельность по совершению таможенных операций (таможенного брокера) от имени и по поручению декларанта (иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ), согласно нормам таможенного и гражданского законодательства, признана посреднической деятельностью. При этом положениями пп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ не предусмотрено применение налоговой ставки 0% в отношении операций по реализации посреднических услуг, в связи с чем на основании п. 3 ст. 164 НК РФ реализация таких услуг, в частности услуг по таможенному оформлению, подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.
Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса О. В.ЧЕРНИЧУК 11.01.2011