Организация учитывает расходы на мерчандайзинговые услуги в составе рекламных расходов в пределах норматива, установленного в п. 4 ст. 264 НК РФ. Вправе ли она принять к вычету НДС по таким услугам в полной сумме или только в размере, соответствующем этим нормам?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Абзацем 1 п. 7 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. А в абз. 2 данного пункта указано, что если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы учитываются по нормативам, то НДС по таким расходам подлежит вычету в размере, соответствующем этим нормам.

Таким образом, поскольку указание на необходимость нормирования вычета по НДС помещено только в тот пункт, в котором речь идет о командировочных и представительских расходах, можно сделать вывод о том, что на остальные расходы, нормируемые в целях гл. 25 НК РФ, это указание не распространяется. Придавать абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ значение нормы, обособленной от абз. 1 этого пункта, неправильно.

Эта точка зрения в настоящее время поддержана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 06.07.2010 N 2604/10.

ВАС РФ также отметил, что из изменений, которые ранее вносились в п. 7 ст. 171 НК РФ (п. 19 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), следует, что воля законодателя была направлена именно на то, чтобы в пределах нормативов принимать к вычету НДС только по тем расходам, которые прямо поименованы в этом пункте. В ином случае абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ, в котором названы командировочные и представительские расходы, избыточен и не несет смысловой нагрузки.

Отметим, что толкование правовых норм, содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10, является общеобязательным и будет применяться арбитражными судами.

Следует учесть, что финансовые органы придерживаются иной позиции. В соответствии с Письмом Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285 суммы НДС подлежат вычету в пределах нормативов по всем видам расходов, нормируемым для целей налога на прибыль.

Таким образом, по нашему мнению, налогоплательщик, учитывающий для целей налога на прибыль расходы на мерчандайзинговые услуги в пределах нормативов, имеет право принять к вычету НДС по этим расходам в полной сумме. Однако, учитывая противоположную позицию Минфина России, возможно, организации придется отстаивать данную точку зрения в суде.

Т. Г.Заграничная

Издательство "Главная книга"

11.01.2011