Подлежит ли организация привлечению к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в случае если продавец при покупке товара пробил чек, но покупателю его не отдал?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением ККТ понимаются:

неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, меньше уплаченной покупателем (клиентом).

Про пробитый чек, не выданный покупателю, в Постановлении Пленума ВАС РФ ничего не сказано.

При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 13.01.2010 N А33-12633/2009 указал, что действия юридического лица по невыдаче пробитого кассового чека не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. Аналогичную точку зрения высказывали и другие суды (Постановления ФАС Московского округа от 29.02.2008 N КА-А41/795-08, от 10.03.2008 N КА-А40/1298-08, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2007 N А56-48307/2006).

Таким образом, привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ за невыдачу пробитого кассового чека, неправомерно.

Е. В.Коновалова

Издательство "Главная книга"

11.01.2011