Об отсутствии оснований для отмены в отношении аптечных учреждений ограничения, установленного пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ для перехода на уплату ЕНВД, а также для снижения страховых взносов; об отсутствии оснований для освобождения от налогообложения НДС медикаментов, реализуемых организациями розничной торговли; о компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению льгот по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтическими медицинскими товарами

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 декабря 2010 г. N 03-11-06/3/171

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Данное положение действует с 1 января 2009 г., но не распространяется на аптечные учреждения.

Аптечные учреждения до 1 января 2011 г. применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности независимо от среднесписочной численности работников (Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В отношении аптечных учреждений названным Федеральным законом отсрочка применения ограничения по среднесписочной численности работников в целях перехода на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности была предоставлена на 2 года. Также следует принимать во внимание Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, предусматривающие сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Одновременно сообщаем, что единый налог на вмененный доход предназначен для сфер деятельности, в которых затруднен налоговый контроль. Использование данного режима налогообложения для целей "снижения налоговой нагрузки" крупными налогоплательщиками противоречит предназначению данного специального налогового режима.

Учитывая изложенное, предложение о нераспространении с 1 января 2011 г. на аптечные учреждения ограничения, установленного для перехода на уплату единого налога на вмененный доход пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, не поддерживается.

В отношении предложения о снижении с 1 января 2011 г. страховых взносов для аптечных учреждений сообщаем следующее.

Указанное предложение направлено на расширение круга плательщиков страховых взносов, которым предоставлено право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с компенсацией выпадающих доходов фондов из федерального бюджета.

Вместе с тем вновь возникающие расходные обязательства Российской Федерации не могут быть обеспечены бюджетными ассигнованиями, поскольку Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в 2011 - 2013 гг. не предусмотрены.

При этом следует отметить, что в связи с переходом с 1 января 2010 г. на страховые принципы формирования и расходования бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации - на обязательное пенсионное обеспечение, Фонда социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов - на обязательное медицинское страхование размеры трудовой пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком напрямую зависят от полноты и своевременности уплаты, а также размера уплаченных страховых взносов.

Таким образом, названное предложение противоречит концепции законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении и поэтому не может быть поддержано.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 Кодекса при реализации лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, отечественного и зарубежного производства налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по пониженной ставке в размере 10 процентов.

Предложение об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость медикаментов, реализуемых организациями розничной торговли, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов другими организациями и может привести к потерям федерального бюджета. В связи с этим данное предложение не поддерживается.

По вопросу освобождения от уплаты налога на имущество организаций налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 372 Кодекса предусмотрено, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками.

Таким образом, вопрос установления льгот по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтическими медицинскими товарами, находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

24.12.2010