Аукционная комиссия муниципального заказчика установила в документации об аукционе на поставку товаров, подтверждение соответствия качества которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, требование о представлении нотариально заверенных копий таких деклараций. Правомерно ли подобное требование?
Ответ: Учитывая отсутствие единого подхода в правоприменительной практике к форме представления копий документов для участия в аукционе, по нашему мнению, следует выполнить требования документации об аукционе. Иную позицию участнику размещения заказа, возможно, придется отстаивать в суде.
Обоснование: В соответствии со ст. 79 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, если верность копии засвидетельствована в нотариальном порядке или копия документа выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ. В последнем случае копия документа должна быть изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Из ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
На основании ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Частью 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Из Письма Минэкономразвития России от 24.11.2008 N Д05-5246 следует, что копии документов должны быть надлежащим образом заверены участником размещения заказа, для чего заказчик, уполномоченный орган должен установить в конкурсной документации или документации об аукционе требования к заверению копий документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, например: участник размещения заказа при заверении соответствия копии документа подлиннику проставляет в нижней части копии документа заверительную надпись "Верно" или "Копия верна"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения, печать (при ее наличии). Согласно положениям Закона N 94-ФЗ нотариальное заверение копий документов требуется исключительно в отношении выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Устанавливать в конкурсной документации или документации об аукционе требования о представлении в составе заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе иных нотариально заверенных копий документов (кроме выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП) не допускается.
Следовательно, установление в конкурсной документации требования о нотариальном заверении каких-либо документов, кроме выписки из ЕГРЮЛ, является неправомерным (см. также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.12.2009 по делу N А79-3367/2009).
Кроме того, из Письма Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188 следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством Российской Федерации. Таким образом, требование заказчика о представлении в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов являются неправомерными.
Однако существует и иное мнение. ФАС Уральского округа в Постановлении от 06.05.2008 N Ф09-3207/08-С5 по делу N А50-14631/2007 отметил, что подобное требование является правомерным, так как требование представлять нотариально заверенные сертификаты соответствия предъявляется ко всем участникам конкурса (в рассматриваемом случае - аукциона, что не влияет на существо проблемы), то есть является одинаковым для всех. Данное требование является исполнимым, в том числе путем изготовления нотариально заверенной копии документа в порядке, предусмотренном ст. 79 Основ законодательства о нотариате (свидетельствование верности копии с копии документа). Учитывая, что требования к способу изготовления копии документа, прилагаемого к заявке на участие в конкурсе, законодателем не конкретизированы, условие организатора конкурса о необходимости представления нотариально заверенных копий не может рассматриваться как дополнительное.
Таким образом, требование в документации об аукционе о представлении как нотариально, так и иным способом заверенных копий деклараций о соответствии неправомерно, что подтверждается Минэкономразвития России. Однако, учитывая наличие иного подхода в правоприменительной практике, существует вероятность того, что участнику размещения заказа придется отстаивать в суде позицию о неправомерности указанного требования.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
23.12.2010