О применении норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок Росимуществом
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2010 г. N Д05-4772
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверок Росимуществом и сообщает.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со ст. 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ приведен исчерпывающий перечень мероприятий по контролю, на которые не распространяются положения данного Закона, в который, в свою очередь, не входит контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
В соответствии с п. п. 5.8, 5.10, 6.7 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, проведению в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначению и проведению документальных и иных проверок, в том числе организации проведения ревизий и принятию решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Одновременно сообщаем, что в настоящий момент подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому на действия государственных органов при проведении контроля за распоряжением и использованием государственного и муниципального имущества, закрепленного соответственно за государственными (муниципальными) унитарными и казенными предприятиями, государственными (муниципальными) учреждениями, не будут распространяться требования, предусмотренные Законом N 294-ФЗ.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что Росимущество в соответствии со своим Положением наделено всеми необходимыми полномочиями по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, полагаем, что реализация Росимуществом своих контрольных функций до принятия соответствующих законодательных актов должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим вышеизложенные разъяснения не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Директор
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
22.12.2010