Обязана ли профсоюзная организация по требованию должностных лиц налогового органа представлять документы для налоговой проверки, учитывая, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны согласно ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"?

Ответ: Профсоюзная организация, обладающая статусом юридического лица, обязана представлять для налоговой проверки документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Профсоюзные организации в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (п. 1 ст. 8 Закона).

В ст. 8 Закона также говорится, что такая регистрация осуществляется в уведомительном порядке. Иными словами, для создания профсоюза не требуется какого-либо разрешения.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица (абз. 9 п. 1 ст. 8 Закона).

Этой же статьей определен специальный порядок государственной регистрации профсоюзных организаций в качестве юридических лиц.

Таким образом, если профсоюз прошел процедуру государственной регистрации, то он наделен статусом юридического лица.

Статьей 24 Закона предусмотрено, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

Понятие организаций и физических лиц установлено в ст. 11 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, если профсоюзная организация имеет статус юридического лица, то она признается налогоплательщиком и налоговым агентом в соответствии с НК РФ.

Обязанности налогоплательщика формулируются согласно ст. 23 НК РФ и включают в себя, в частности, обязанность уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, а также другие обязанности.

Налоговые органы в свою очередь обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством в том числе налоговых проверок.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном законом.

В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.

Таким образом, налоговые органы не проверяют правильность использования профсоюзных и других целевых средств, поступивших на счета профсоюзных организаций, а осуществляют контроль за исчислением и уплатой ими налогов и сборов в бюджет.

Профсоюзная организация, так же, как и любая организация, являющаяся налогоплательщиком, обязана представлять для налоговой проверки документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные ст. 23 НК РФ.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

22.12.2010