Кто защитит честный бизнес от захватов?

(Киц А.)

("Безопасность бизнеса", 2005, N 4)

Текст документа

КТО ЗАЩИТИТ ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС ОТ ЗАХВАТОВ?

А. КИЦ

Александр Киц, эксперт МОО "Против Коррупции".

В начале приватизации бывшие государственные предприятия были преобразованы в акционерные общества, акции распределялись среди трудового коллектива, которому предоставлялись льготы. Этим воспользовались лица, заработавшие иногда сомнительный начальный капитал, а также нечестные чиновники, которые оптом скупили флагманы отечественной промышленности за бесценок. Они разработали новые способы, позволяющие формировать контрольные пакеты акций и колоссальные активы в руках новых руководителей АО. Среди них подделка документов, злоупотребление доверием людей, нажим и шантаж, подача всевозможных исков в суды, реорганизация предприятий, силовые захваты, физическое давление. На стороне защиты этих предприятий всегда выступает так называемый административный ресурс, или, наоборот, чиновничий ресурс направлен на новый передел государственной собственности в интересах своей группы лиц. Одновременно в России создавались и предприятия (ОАО) - новейшие производства ценой неимоверных усилий новым классом русских бизнесменов, где фактически от государства не было никакой практической помощи. Предпринимательский дух, желание хорошо жить и честно зарабатывать позволили объединиться, создавать и развиваться в крайне агрессивной экономической среде. К сожалению, вот эти-то предприятия и становятся объектом атаки со стороны рейдеров, их просто некому защитить. Мы попросили прокомментировать данную ситуацию члена Комитета по безопасности Госдумы Геннадия Ивановича Райкова.

- У вас нет ощущения, Геннадий Иванович, что все это создается искусственно?

- Кому-то, конечно, все это выгодно, только не государству. Известно, что продажа пакетов акций - это один из способов привлечения инвестиционных ресурсов. Консолидированные пакеты акций трудно продать, потому что реальную рыночную цену за акции мало кто предлагает. Сложилась ситуация, когда можно не вкладывать миллионы в приобретение контрольного пакета акций, т. к. есть другие способы (часто не противоречащие действующему законодательству?!) получения собственности. Можно просто потратить несколько десятков тысяч на получение нужного судебного решения и последующего приобретения пакета акций, например, у РФФИ. А то и заинтересовать чиновников фондов имущества, которые проводят аукционы по продаже государственных пакетов акций, чтобы аукцион состоялся в пользу заинтересованных лиц. Потом предприятие или перепродается (в лучшем случае), или полностью разрушается, если речь идет о престижном земельном участке. Несовершенство законодательной базы, отсутствие сильной независимой судебной системы, коррупция делают возможными, казалось бы, совершенно нереальные вещи! С помощью подкупа, манипуляций, злоупотребления правом, различных технологий можно добиться очень многого.

- В принципе поглощения и слияния активов - это нормальные экономические явления...

- Без всяких вопросов и сомнений, если все основано на принципах конкуренции, несет в себе созидательную идеологию и способствует развитию предприятия, соответствует нормам закона и морали. Покупка акций с целью продолжения участия в бизнесе, развития предприятия и привлечения дополнительных инвестиций должна только приветствоваться. Но мы-то в Комитете по безопасности беспокоимся совершенно о другом! Плохо, когда используются силовые захваты, шантаж, угрозы, обман, подделка документов, задействуются судебный ресурс и правоохранительные органы, осуществляются криминальные наезды, недружественные захваты с целью не инвестировать и развивать бизнес, а уничтожить его. Или купить за бесценок и перепродать за огромные суммы денег конкурентам, которые проплатили силовой захват. Часто предприятия вообще банкротят или захватывают с целью завладения землей. В итоге разваливается производство, людей выбрасывают на улицу, растет социальная напряженность, безработица, усиливается криминальная среда.

- К чему все это может привести?

- (Пауза.) Многие понимают, что за очень небольшие деньги можно расширить свои олигархические империи, или заниматься самой обыкновенной спекуляцией и мошенничеством, или исполнять чьи-либо заказы на захваты предприятий. Это проще, чем создать свой бизнес и производство, в которые в современных условиях необходимо вложить не только немалые финансовые ресурсы, но и массу усилий, чтобы производство заработало и приносило прибыль. Используются "грязные" методы ведения борьбы, агрессивные, недобросовестные, незаконные механизмы, причем власть бездействует. Органам МВД запрещено вмешиваться в корпоративные конфликты, а судебная система такая "послушная", что юридически установить незаконность действий рейдеров практически невозможно. Суды выносят нужные захватчикам решения, обогащаясь сами и способствуя обогащению агрессоров. Законодательство написано таким образом, что за многие используемые приемы ответственность у рейдеров не наступает.

Давая возможность расти рейдерам с неограниченными возможностями, получим ситуацию, когда они смогут скупить всю экономику России, всю судебную систему, задушить любое предприятие. А это уже безопасность государства, и это происходит по всей стране! Не замечать это - безумие! Посмотрите, в Интернете уже появилось огромное количество рекламных сайтов на эту тему, предлагаются услуги, создается "положительный" образ рейдера - "свободного" волка, и нет никаких моральных ограничений.

- Какие наиболее используемые схемы недружественных захватов?

- Захватчик сначала приобретает небольшой пакет акций общества, а потом по заранее разработанному сценарию начинает борьбу с ним с целью получения предложений о покупке акций по более высокой цене. Он использует любой промах предприятия. Например, не предоставленные в установленные сроки копии документов общества являются основанием, чтобы пожаловаться в ФКЦБ с дальнейшими санкциями (штраф). Или требуют ежедневно проводить внеочередные собрания акционеров и избирать на них новые органы управления обществом. Подаются иски в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" (ст. 71), для этого достаточно владеть 1% акций. Причем любой иск в любой районный суд может сопровождаться обеспечительными мерами и арестом имущества или акций предприятия, парализуя его деятельность и оказывая сильное психологическое давление на общество. Наша судебная система неподконтрольна никому, совершенно не зависима ни от кого, с ее помощью можно принять любые нужные захватчикам решения, и это на практике происходит повсеместно. Законодательство и практика работы судебной системы говорят о том, что взыскать ущерб от применения обеспечительных мер невозможно, хотя ущерб для предприятия исчисляется иногда миллионами американских рублей. Ни суды за это не отвечают, ни лица, по ходатайству которых заявлены обеспечительные меры.

- Почему это возможно?

- Обеспечительные меры принимаются судом в порядке ст. 139, 140 ГПК РФ еще до рассмотрения дела по существу. Всегда есть риск причинить ответчикам и третьим лицам убытки в случае, если обеспечительные меры необоснованны. Поэтому суды должны соблюдать соразмерность указанных мер заявленным требованиям. А вот это как раз часто и не соблюдается. Кроме того, в соответствии со ст. 141 ГПК РФ заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле, и сразу же выносится определение. Благие намерения защиты законодателем интересов истца могут обернуться банкротством акционерного общества в случае наложения на него ареста. Причем отмена обеспечения иска в порядке ст. 144 ГПК РФ возможна только тем же судьей или судом и только в судебном заседании. Представляете, сколько времени может это занять? А если судья еще и заинтересован, то арест может продолжаться очень длительное время. Обжалование определения об обеспечении иска по ст. 145 ГПК РФ подачей частной жалобы занимает также длительное время, и все это время, вплоть до вступления в силу решения суда, даже при отказе в иске арест действует. Право на предъявление иска о возмещении полученных убытков в случае необоснованности заявленных обеспечительных мер практически невозможно реализовать. Во-первых, эти убытки необходимо будет обоснованно доказать, а во-вторых, за все время доказывания предприятие может попросту обанкротиться. Очевидно, что механизм применения обеспечительных мер несовершенен, необоснован и требует законодательной корректировки.

- Можете ли привести свежие примеры из жалоб, пришедших в вашу приемную?

- (Задумался.) В начале года в Щелковском районном суде Московской области были приняты обеспечительные меры к предприятию в виде ареста всего имущества предприятия, земельных участков, акций общества. Схема была следующая: один из акционеров, владеющий лишь 25 акциями, отказался заключать основной договор с физ. лицом по продаже акций, заключив перед этим предварительный договор. Физическое лицо подало иск в суд о понуждении заключения договора, одновременно заявив ходатайство об обеспечительных мерах, в том числе и в отношении имущества всего предприятия. Ходатайство было удовлетворено, был выдан исполнительный лист, причем сам спорный пакет акций так и не был арестован. Прошел уже почти год, а обеспечительные меры до сих пор не отменены, несмотря на многочисленные жалобы в квалификационные коллегии, кассационные, надзорные инстанции и т. д. Арест был наложен на недвижимое имущество предприятия, которое вообще не имеет отношения к спору, причем общество не является должником перед кем-либо из спорящих, а арестованные акции общества, имущество предприятия не принадлежат на праве собственности никому из этих лиц. Имущество предприятия не являлось предметом спора между истцом и ответчиком, а были только обязательства по предварительному договору о продаже пакета акций в виде заключения основного договора купли-продажи акций. Вышестоящие судебные инстанции ошибок не заметили?!

А вот еще пример, который, наверное, войдет в историю отечественного права. Из г. Иванова ко мне поступила жалоба от ЗАО Продукты "Торговая лига", где на предприятии трудится более тысячи человек. Здесь захват осуществляется рейдерами ЗАО "Росбилдинг" (г. Москва), которые в полную силу используют на своей стороне чиновничий ресурс, надзорные органы, всевозможные иски в суды с наложением ареста на имущество, угрозы и шантаж. И что самое поразительное, Маленковский районный суд Владимирской области (судья А. А. Цаплин) принял иск от уже давно умершего лица. По заявлению этого же лица наложил арест на имущество в г. Иваново, дело не прекратил даже тогда, когда в суд были предоставлены документы о факте смерти истца год назад. Представляете себе ситуацию? В течение всего судебного разбирательства в суд поступали документы от умершего лица, и их в суде принимали!? Вот уже до каких крайностей дошли! Не успели отбиться от этого иска, как поступил новый иск из Карачаево-Черкесии. Через некоторое время (август 2005 г.) приходит Определение из Уватского суда (судья Рындин) Тюменской области. Предпринятыми мерами и затраченными огромными средствами было установлено, что такого судьи в Уватском суде нет. Все обращения менеджеров предприятия в правоохранительные органы результатов не дали, везде отвечают, что состава преступления нет. С другой стороны, представителем ЗАО "Росбилдинг" К. С. Рокотяном было заявлено, что это их такой бизнес и методы работы, а в захват предприятия вложены огромные средства. Вот такой "бизнес" защищают некоторые сторонники слияний и поглощений.

- Скажите, какими словами все это можно назвать, почему у нас такое возможно, не является ли это примером использования судебного ресурса, или все же это судебные ошибки? Возникает и второй вопрос: кто же за все это будет отвечать и возможна ли здесь какая-либо ответственность?

- Если бы у нас в России было прецедентное право, то, используя этот случай, можно было бы по такой схеме арестовать в стране все без исключения предприятия. Слава богу, что наше право, основанное на римском праве, не позволяет это сделать. Статья 122 Конституции РФ запрещает привлекать судей к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом, судьи независимы. Независимость суда является основой судебной системы любого правового государства. Но независимость не значит безответственность. В соответствии со ст. 16 "О статусе судей в РФ" решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи иного суда - Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления. Нужно еще согласие квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Случаи привлечения к такой ответственности в России крайне редки, и судьи отвечают только за грубые уголовные преступления, сопровождающиеся общественным резонансом, как недавний пример судебного процесса над тремя московскими судьями, которые манипулировали с квартирами.

- Нет ли у вас ощущения, что эти вопросы власть не сильно интересуют?

- (Разводит руками.) Что касается законодательной власти, то, как член рабочей группы Госдумы по подготовке законопроектов, касающихся корпоративных проблем и недружественных захватов предприятий, сообщаю, что подготовлены и внесены поправки в ст. 52, 292, 299 АПК РФ и в ст. 45 и в 8 статей ГПК. Их сутью является повышение эффективности реализации полномочий прокурора при защите прав и законных интересов граждан и государства. Будет предоставляться право прокурору предъявлять иски в защиту прав и законных интересов любых лиц и публичных интересов - если этого требует охрана государственных интересов и прав граждан. Повседневная практика показывает, что часто должностные лица из-за своей некомпетентности или корысти уклоняются от обращения в суды для защиты публичных интересов. После принятия проекта закона за этих чиновников все сделает прокуратура с дальнейшими оргвыводами. Но на данные законопроекты до сих пор нет отзыва правительства. Также пока нет программы законодательной деятельности на осеннюю сессию (по крайней мере, я ее не видел), где должны рассматриваться данные законопроекты в первом чтении, все это должен утвердить Совет Думы.

С другой стороны, существует множество законодательных идей противодействия незаконным недружественным корпоративным захватам, которые пока не воплощены в проекты законов. Все эти идеи должны быть внесены в законодательство комплексно, в виде пакетов законов, которые необходимо будет внести в законодательство и во многие базовые законы. Проблемы разбиты по темам: реестры акционеров; регистрация юридических лиц; уголовное законодательство и квалификация статей; ответственность участников недружественных поглощений; процессуальные проблемы, проблемы коррупции.

- Но в последнее время исполнительная власть все меньше внимания уделяет вашим предложениям...

- Очевидно, что это огромная проблема, и ее решение требует серьезной подготовки и привлечения специалистов. Специалисты есть, есть люди, которые готовы их собрать и объединить, поставить задачу, но нет финансирования для привлечения их к работе. Бесплатно и на энтузиазме никто не хочет работать, тем более брать на себя ответственность. К сожалению, Дума эти законы в ближайшее время не примет.

- Может, следует обратиться за финансовой помощью в РСПП, ТПП к А. Вольскому и Е. Примакову или добиться выделения в бюджете средств на разработку такого законодательства?

- (Задумался.) Нужно что-то решать. Они ведь тоже заинтересованы, чтобы бизнес нормально мог работать и развиваться. Думаю, что решению этих проблем препятствуют заинтересованные чиновники, представители уполномоченных органов и деятельность различных лоббистов, которым выгодно, чтобы такая ситуация оставалась нерешенной. Кстати, американский законодатель справился с этой проблемой за 2 - 3 года. Очевидно, что без помощи и поддержки общественности, СМИ невозможно противодействовать структурам и чиновникам, которые тормозят данный процесс. Выдвигая законы, можно реально видеть, кто голосует против них, и выявится весь механизм противодействия.

- Огромная работа по противодействию незаконным корпоративным захватам проведена в г. Москве ТПП г. Москвы, Управлением по экономической безопасности г. Москвы. Проведены семинары и круглые столы с участием всех заинтересованных сторон и органов власти. Почему этот опыт не учитывается в рамках всей страны?

- Мы постоянно участвуем в этой работе, анализируем и оцениваем ситуацию. Так, на заседании круглого стола от 31 августа 2005 г. в Московской ТПП вновь были подняты проблемы недружественных захватов предприятий. Анализ ситуации показывает, что если раньше объектами поглощения были только юридические лица, то сейчас уже захватываются объекты, принадлежащие гражданам. Существующие механизмы профилактики неэффективны. Часто руководители ЧОПов переодеваются в форму сотрудников МВД, изготовляют макеты оружия сотрудников спецподразделений и осуществляют захваты предприятий. Причем охрана предприятий не может отреагировать должным образом на такой маскарад. Чтобы предотвратить это, оружие ЧОПов будет окрашено в специальный цвет и будет введена специальная форма одежды, по которой можно будет определить принадлежность ЧОПов. Кстати, только в г. Москве их сейчас около 4000, с количеством сотрудников около 160 тыс. На сегодняшний день в г. Москве имеется целостная система мер и есть конкретные участники по борьбе с недружественными поглощениями, отработан механизм по защите и инструменты, с помощью которых можно противостоять захватчикам. Этот опыт необходимо использовать по всем субъектам.

- Ну а пока мы думаем и совещаемся?

- Происходит силовой захват предприятий, земли, колхозов, скупка паев по бросовой цене, например, в Подмосковье. Все это вылилось в то, что 25 августа 2005 г. на Славянской площади прошел массовый митинг, где представители 16 колхозов выступили против таких захватов. Информация об этом есть в Интернете. Повсеместно по России происходит захват предприятий с помощью обыкновенного шантажа и угроз в адрес простых владельцев акций, которые распределялись среди трудового коллектива. Вопрос ставится ребром - "или отдай за бесценок акции, или будешь уволен с работы "по статье". Обращаться куда-либо бесполезно в таких случаях, люди просто запуганы и соглашаются на такие условия.

Видимо, поэтому в рейтинге экономической свободы Россия отступила со 114-го места на 115-е (из 127 возможных), разделив его с Руандой и Того. Такие данные содержатся в очередном выпуске доклада Economic Freedom of the World, который ежегодно готовится группой исследователей под эгидой канадского Fraser Institute и считается наиболее серьезным исследованием в сфере экономической свободы в мире. Авторы доклада оценили надежность юридической системы и защиты прав собственности. По сравнению с прошлогодним докладом положение в России ухудшилось в области доли государства в экономике, в стабильности денежной системы, в свободе внешнеэкономической деятельности.

Название документа