Организация и порядок проведения торгов на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности)

(Савина С. В.)

("Право и экономика", 2005, N 8)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ

ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

С. В. САВИНА

Савина Светлана Викторовна, главный специалист юридического отдела ОАО "Инженерный центр ЕЭС". Аспирант МГЮА. Специалист по предпринимательскому праву.

Родилась 27 мая 1982 г. в г. Саранске. В 2004 г. окончила Московскую государственную юридическую академию.

В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В настоящее время договоры купли-продажи электрической энергии заключаются в том числе путем проведения торгов в свободном секторе торговли федерального оптового рынка электроэнергии.

В числе основных нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих проведение таких торгов, необходимо отметить Федеральные законы от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", от 24 октября 2003 г. N 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", от 21 января 2004 г. N 24 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". Детально порядок проведения торгов урегулирован внутренними нормативными актами Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы", содержащими в основном технические нормы.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об электроэнергетике оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) представляет собой сферу обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка. В течение переходного периода реформирования электроэнергетики на оптовом рынке осуществляется торговля электрической энергией и мощностью в объемах, определяемых по результатам функционирования регулируемого сектора, в котором осуществляется оптовая торговля частью объемов электрической энергии и мощности по тарифам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также сектора свободной торговли, в котором осуществляется оптовая торговля частью объемов электрической энергии в форме заключения и исполнения двусторонних договоров купли-продажи и в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам. Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электроэнергии, в том числе через систему подачи ценовых заявок.

Субъекты правоотношений по поводу проведения торгов

в свободном секторе торговли в форме отбора ценовых заявок

Закон об электроэнергетике относит к числу участников обращения электрической энергии поставщиков электрической энергии и покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка, а также администратора торговой системы оптового рынка, организаций, обеспечивающих функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора (п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике).

Организацию купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке осуществляет созданное 23 ноября 2001 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики РФ" Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - администратор торговой системы), основными функциями которого являются: предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, услуг по проведению сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников торговли; организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение договоров и осуществление расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги; регистрация двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии; ведение реестра субъектов оптового рынка, а также иные функции.

Участниками отношений в свободном секторе торговли оптового рынка в форме отбора ценовых заявок помимо организатора торгов, поставщиков и покупателей, являются инфраструктурные организации - организация по управлению единой национальной (общероссийской) энергетической сетью и системный оператор.

Организацией по управлению единой национальной (общероссийской) энергетической сетью является созданное 25 июня 2002 г. Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС"). Основными направлениями деятельности ОАО "ФСК ЕЭС", нашедшими свое отражение в его уставе, являются: управление единой национальной (общероссийской) электрической сетью, предоставление услуг субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к электрической сети, инвестиционная деятельность в сфере развития единой национальной (общероссийской) электрической сети, поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей, технический надзор за состоянием сетевых объектов ЕЭС России.

Оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики осуществляется на возмездной договорной основе системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления. В рамках реформы электроэнергетики России 13 июня 2002 г. было учреждено Открытое акционерное общество "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы". В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об электроэнергетике Системный оператор Единой энергетической системы России (далее - системный оператор) является специализированной организацией, осуществляющей единоличное управление технологическими режимами объектов электроэнергетики и уполномоченной на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов электроэнергетики. Системный оператор осуществляет обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии; участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей; согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию; разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России; регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, системной и противоаварийной автоматики и иные функции.

В Реестре субъектов оптового рынка в качестве инфраструктурных организаций также указаны само НП "АТС" как организатор торгов, ОАО РАО "ЕЭС России" и ЗАО "Центр договоров и расчетов федерального оптового рынка электроэнергии (мощности)". В настоящее время НП "АТС" и ЗАО "Центр договоров и расчетов федерального оптового рынка электроэнергии (мощности)" проходят сложный этап реструктуризации, результатом которого станет объединение обеих компаний, что должно привести к повышению качества предоставляемых услуг по организации торговли и оптимизации системы внутреннего управления. Завершение данного процесса планируется в ближайшее время.

Участниками торгов на оптовом рынке электроэнергии являются поставщики и покупатели электроэнергии, получившие в установленном порядке статус субъекта оптового рынка.

Реформирование электроэнергетики предполагает создание 10 оптовых генерирующих компаний на базе крупных федеральных станций, территориальных генерирующих компаний, созданных на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в оптовые генерирующие компании и изолированных АО-энерго), укрупненных по региональному признаку, а также так называемых независимых генерирующих компаний - оптовых генерирующих компаний на базе атомной генерации, находящихся в государственной собственности, и компаний на базе Иркутскэнерго, Башкирэнерго, Татэнерго, Новосибирскэнерго. В целях ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок электроэнергии тепловые оптовые генерирующие компании будут сформированы по экстерриториальному принципу, гидроэлектростанции - преимущественно по каскадам.

В 2004 г. была осуществлена государственная регистрация трех оптовых генерирующих компаний: ОАО "ОГК-5", ОАО "ОГК-3", ОАО "ГидроОГК". В первом квартале 2005 г. ожидается создание еще четырех оптовых генерирующих компаний. Постепенно создаются территориальные генерирующие компании, в состав которых включается большинство теплоэлектроцентралей. Например, 1 февраля 2005 г. начало операционную деятельность ОАО "ТГК-14". Тем не менее процесс создания генерирующих компаний еще не завершен, и в качестве продавцов электрической энергии в торгах на федеральном оптовом рынке электроэнергии в настоящее время принимают участие в основном акционерные общества - станции.

В числе покупателей электроэнергии помимо крупных потребителей электрической энергии Закон об электроэнергетике особо выделяет энергосбытовые организации, т. е. организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной ими электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, под которыми понимаются коммерческие организации, обязанные в соответствии с Законом или добровольно принятыми на себя обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии. В настоящее время действует Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергоемких организаций-потребителей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2003 г. N 110-э/19.

Правилами оптового рынка электрической энергии переходного периода предусмотрен минимальный объем требований к покупателям и поставщикам электрической энергии, необходимый для получения статуса субъекта оптового рынка, который включает в себя следующее: а) соответствие количественным характеристикам, применяемым к объектам, в отношении которых заявитель планирует участие в оптовом рынке (владение на праве собственности или на ином законном основании генерирующим оборудованием (для поставщиков энергии), установленная генерирующая мощность которого в совокупности равна или превышает для поставщиков 25 МВт и в каждой предполагаемой точке поставки электрической энергии - не менее 5 МВт, либо энергопринимающим оборудованием (для потребителей энергии), суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВА и в каждой группе точек поставки соответствует минимальному значению совокупной присоединенной мощности или превышает его, причем данные количественные характеристики не применяются к гарантирующим поставщикам); б) выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и обеспечение системы связи, включая систему передачи данных, с системным оператором и администратором торговой системы; в) наличие заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

В целях обеспечения идентификации юридических лиц - субъектов оптового рынка, подтверждения прав лица участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии в секторе свободной торговли и секторе отклонений, предотвращения несанкционированного доступа к оптовому рынку администратор торговой системы ведет реестр субъектов оптового рынка электроэнергии.

В соответствии со ст. 4 Положения о порядке получения статуса участника сектора свободной торговли и ведении реестра субъектов оптового рынка электроэнергии, утвержденного решением Наблюдательного совета Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы", юридическое лицо, желающее получить статус субъекта оптового рынка и удовлетворяющее необходимым требованиям, обязано предоставить администратору торговой системы заявление о присоединении к торговой системе оптового рынка и включении в реестр, копии учредительных документов, свидетельств о внесении в ЕГРЮЛ и о постановке на налоговый учет, копии договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или с территориальными сетевыми организациями, однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети, а также документы, подтверждающие соответствие заявителя необходимым количественным характеристикам. В течение 21 рабочего дня с даты получения от заявителя полного пакета документов администратор торговой системы совместно с системным оператором осуществляет согласование групп точек поставки и их отнесение к узлам расчетной модели. После завершения указанных процедур администратор торговой системы принимает решение о присоединении заявителя к торговой системе и включении его в реестр либо, в случае несоответствия заявителя необходимым требованиям, об отказе в присоединении к торговой системе. Данное решение в течение двух рабочих дней направляется заявителю. В реестр вносится необходимая информация о заявителе, которому присваивается регистрационный номер и выдается свидетельство о внесении в реестр субъектов оптового ранка электроэнергии. В соответствии со ст. 20 Правил оптового рынка электрической энергии переходного периода в целях обеспечения функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка администратор торговой системы и системный оператор подписывают договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. Посредством заключения данного договора организация становится участником сектора свободной торговли. Существенными условиями договора о присоединении к торговой системе являются: права и обязанности сторон и порядок их взаимодействия, содержание и порядок оплаты услуг администратора торговой системы, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи энергии, ответственность сторон, основания и условия внесения в договор изменений и дополнений.

Порядок подачи участниками заявок для участия

в конкурентном отборе сектора свободной торговли

Для того чтобы принять участие в торгах, субъекты оптового рынка электроэнергии в секторе свободной торговли подают администратору торговой системы ценовые заявки не ранее чем за 90 календарных дней до операционных суток не позднее 13 часов московского времени. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" ценовой заявкой является оформленный надлежащим образом документ, отражающий намерение участника сектора свободной торговли купить или продать в определенной точке (группе точек) поставки электрическую энергию и устанавливающий планируемые объемы электрической энергии на каждый час суток с указанием предлагаемых для каждого из планируемых объемов цен покупки (продажи). По типу операций ценовые заявки подаются на покупку электроэнергии и на продажу электроэнергии. Ценовая заявка может быть подана как на одни операционные сутки, так и на несколько следующих в календарном порядке операционных суток.

Предметом торгов является заключение договора купли-продажи электроэнергии на каждый час операционных суток. При этом конкурентный отбор производится, с одной стороны, между поставщиками, а с другой стороны - между покупателями энергии.

Участники торгов в заявках указывают: наименование юридического лица, его индивидуальный идентификационный код, идентификационный код группы точек поставки генерации либо потребления, индивидуальный уникальный идентификационный номер ценовой заявки, присваиваемой участнику оптового рынка при ее подаче администратору торговой системы, срока действия ценовой заявки; часовые подзаявки в отношении каждого часа операционных суток, количество электроэнергии, которое должно быть учтено в приоритетном порядке, а также фамилию, имя, отчество физического лица, подающего ценовую заявку на поставку электроэнергии от имени участника оптового рынка, и его электронно-цифровую подпись.

Поставщик подает ценовые заявки на поставку электроэнергии, в которых указывает количество электроэнергии, которое он готов поставлять в течение соответствующего часа операционных суток в отношении указанной в заявке группы точек поставки генерации в сектор свободной торговли, и минимальную цену, по которой он готов осуществить поставку (так называемая пара "цена-количество"). Данное количество не должно превышать в каждом из узлов расчетной модели, к которым отнесена указанная группа точек поставки генерации, разности между поузловым количеством электроэнергии, соответствующим указанной в заявке цене, и суммой 85% количества электроэнергии, рассчитанного и распределенного по узлам расчетной модели, и поузловых приоритетных объемов двусторонних договоров. При этом данная разность должна быть больше нуля, в противном случае поданная заявка не рассматривается администратором. Возможна подача ценопринимающих подзаявок и заявок с ценопринимающей частью в подзаявке, цена которых рассчитывается в соответствии с действующим на рынке регламентом. Некоторые участники торгов, например гидроэлектростанции, имеют право на подачу лишь ценопринимающих заявок.

Покупатель энергии в заявке указывает количество электроэнергии, которое он готов приобрести в течение соответствующего часа операционных суток, в отношении указанной в заявке группы точек поставки потребления в секторе свободной торговли, а также максимальную цену (пара "цена-количество"). Данное количество энергии не должно превышать в каждом из узлов расчетной модели, к которым отнесена указанная группа точек поставки потребления, разности между поузловым количеством электроэнергии, соответствующим указанной в заявке цене, и поузловыми приоритетными объемами двусторонних договоров.

Рассмотрение и отбор ценовых заявок

Рассмотрение заявок начинается в 8 часов 30 минут московского времени рассматриваемых торговых суток. Администратор торговой системы проверяет указание в поданных заявках всей необходимой информации.

Порядок проведения конкурентного отбора ценовых заявок участников сектора свободной торговли урегулирован Регламентом конкурентного отбора ценовых заявок и определения планового почасового производства субъектов оптового рынка электроэнергии, утвержденным решением Наблюдательного совета НП "АТС" от 31 октября 2003 г. N 36, и включает следующие основные этапы: 1) получение администратором торговой системы от системного оператора актуализированной расчетной модели; 2) обработка администратором торговой системы информации, полученной от системного оператора и участников оптового рынка, и формирование входных данных для проведения конкурентного отбора и определения планового почасового производства участников оптового рынка; 3) определение почасовых равновесных цен и плановых объемов сектора свободной торговли, а также определение планового почасового производства для каждой режимной генерирующей единицы на каждый час операционных суток и соответствующих значений мощности на конец каждого часа операционных суток. Для проведения конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и определения равновесных цен и объемов электрической энергии в секторе свободной торговли с использованием расчетной модели, предоставленной системным оператором, администратор торговой системы производит формирование поузловых модельных пар "цена-количество".

Администратор торговой системы проводит конкурентный отбор заявок в соответствии с математической моделью расчетов планового почасового производства электроэнергии, почасовых объемов продажи и покупки электроэнергии в секторе свободной торговли и узловых равновесных цен в результате конкурентного отбора ценовых заявок для оптового рынка электроэнергии переходного периода.

Равновесные цены, являющиеся результатом конкурентного отбора, определяются так, чтобы плановые объемы сектора свободной торговли стали максимальными с учетом установленных ограничений. В плановые объемы сектора свободной торговли должны быть включены все объемы электрической энергии, относящиеся к соответствующему узлу, за которые в ценовых заявках на покупку указана более высокая цена, чем цена плановых объемов электрической энергии в секторе свободной торговли, и все объемы, указанные в ценопринимающих заявках, а также за которые в ценовых заявках на продажу указана более низкая цена, чем цена плановых объемов энергии в секторе свободной торговли, и все объемы, указанные в ценопринимающих заявках. Равновесная цена в каждом узле не должна превышать цену, указанную участником в ценовой заявке на покупку за объем электрической энергии, отнесенный к этому узлу и включенный в плановые объемы сектора свободной торговли, и не должна быть меньше цены, указанной участником оптового рынка в ценовой заявке на продажу за выделенный для участия в конкурентном отборе сектора свободной торговли объем электрической энергии.

Гражданский кодекс РФ предусматривает две формы проведения торгов: конкурсы и аукционы. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Для выбора победителя при проведении конкурентного отбора важна не столько цена, предложенная участниками торгов, сколько технические моменты, т. е. условия, предложенные участником.

По результатам проведения конкурентного отбора и определения планового почасового производства администратор торговой системы передает системному оператору информацию о плановом почасовом производстве, за исключением информации о равновесных узловых ценах, а также об объемах электроэнергии, включенных в плановые объемы сектора свободной торговли.

Администратор торговой системы до 17 часов 30 минут московского времени торговых суток размещает на своем официальном сайте в сети Интернет сводную информацию о результатах конкурентного отбора и определения планового почасового производства на соответствующие операционные сутки, включающую сводные индексы и показатели по результатам конкурентного отбора и определения планового почасового производства, рассчитываемые на основании методик, утверждаемых Наблюдательным советом администратора торговой системы, а также дополнительную информацию, раскрываемую по решению Наблюдательного совета администратора торговой системы либо уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Для каждого участника оптового рынка в отношении каждой зарегистрированной для него группы точек поставки, по которой были поданы ценовые заявки, администратор торговой системы до 17 часов 00 минут московского времени торговых суток формирует персонифицированные результаты, включающие в себя в отношении каждого часа операционных суток объемы электроэнергии, включенные в плановые объемы сектора свободной торговли, и в случае, если группа точек поставки отнесена к нескольким узлам расчетной модели, - с указанием разбивки этих объемов на объемы электроэнергии, отнесенные к каждому узлу расчетной модели и установленные в этих узлах равновесные цены. Персонифицированные результаты участия доводятся до участников сектора свободной торговли.

По результатам конкурса Закрытое акционерное общество "Центр договоров и расчетов федерального оптового рынка электроэнергии (мощности)", являясь комиссионером участников оптового рынка, обладающих статусом поставщика электрической энергии, заключает в интересах последнего от своего имени договоры купли-продажи электрической энергии в секторе свободной торговли с покупателями электрической энергии.

Название документа