Организация до начала 2009 г. применяла линейный метод для расчета амортизации основных средств. С 01.01.2009 она в учетной политике для целей налогообложения приняла нелинейный метод начисления амортизации по всем объектам, за исключением перечисленных в абз. 1 п. 3 ст. 259 Налогового кодекса РФ
В 2010 г. организация списывает основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2009, из-за физического (морального) износа.
Согласно п. 10 ст. 259.2 НК РФ при выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов.
В соответствии с абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде суммы недоначисленной амортизации, в соответствии с установленным сроком полезного использования, включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом.
Пунктом 13 ст. 259.2 НК РФ предлагается исключить из состава амортизационной группы объекты, срок полезного использования которых истек, без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этих объектов из ее состава, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, то есть в дальнейшем производить уменьшение недоначисленной суммы амортизации путем ежемесячных амортизационных отчислений соответствующей группы (подгруппы).
Правомерно ли при исчислении налога на прибыль в соответствии с п. 10 ст. 259.2 НК РФ исключить из состава амортизационной группы списанные объекты, срок полезного использования по которым не истек, без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/217
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных расходов учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.
В соответствии с п. 13 ст. 259.2 НК РФ по истечении срока полезного использования объекта амортизируемого имущества, определенного в соответствии со ст. 258 НК РФ, налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации исходя из суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) продолжается в порядке, установленном ст. 259.2 НК РФ.
Учитывая ссылку в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ на п. 13 ст. 259.2 НК РФ, при ликвидации выводимого из эксплуатации основного средства, амортизация по которому начисляется нелинейным методом, налогоплательщик исключает данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава.
Таким образом, сумма недоначисленной амортизации будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы).
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
20.12.2010