Агентство недвижимости периодически осуществляет расходы на приобретение кофе, чая, кондитерских изделий для проведения переговоров с физическими лицами - покупателями квартир (в том числе потенциальными). Можно ли такие затраты при условии надлежащего документального подтверждения (приказ руководителя, смета, отчет ответственного работника, соответствующие первичные документы) считать представительскими расходами в целях налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. В п. 2 сказано, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Таким образом, из дословного прочтения указанных норм следует, что представительскими можно считать только расходы на прием и обслуживание представителей другой организации (других юридических лиц). Поскольку физические лица - покупатели (в том числе потенциальные) не соответствуют понятию "представитель другой организации", расходы нельзя квалифицировать как представительские.

Однако Минфин России в Письмах от 27.03.2009 N 03-03-06/2/64 и от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351 указал, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации.

С учетом изложенного полагаем, что налогоплательщику следует самостоятельно принять решение о возможности учета затрат в составе представительских расходов. При этом особое внимание необходимо обратить на используемые в подтверждающих документах фразы. Они должны свидетельствовать о несении расходов на проведение официального мероприятия (проведение переговоров с покупателями), а не просто угощение физических лиц. Так, в Письме от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327 Минфин России указал, что затраты на приобретение продуктов питания (чая, кофе, конфет, печенья), которые выкладываются на стол для контрагентов (экспедиторов), ожидающих оформления документов, не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ и не могут быть включены в состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли.

Т. Ю.Кошкина

Консалтинговая группа "Аюдар"

17.12.2010