Правовые формы оборота электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики

(Захаров Ю. Ю.) ("Законодательство и экономика", 2005, N 7) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБОРОТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Ю. Ю. ЗАХАРОВ

Захаров Ю. Ю., кандидат юридических наук, начальник отдела транспорта и энергетики дирекции по правовым вопросам "РУСАЛ-УК".

Договор энергоснабжения и иные формы оборота электроэнергии

В настоящее время наиболее распространенной формой оборота электроэнергии является договор энергоснабжения. Параграф Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), посвященный этому договору, находится в главе о купле-продаже, тем самым законодатель позиционирует электроэнергию как товар, а не работу или услугу. Создание специального параграфа, посвященного купле-продаже (энергоснабжению) энергии, свидетельствует о том, что это товар особого рода, оборот которого требует специального правового регулирования. К правовой природе электроэнергии существуют различные подходы. Традиционно ее оценивают с точки зрения физических свойств, а также процесса ее производства, передачи и потребления. С первой позиции энергию называют не вещью, а свойством вещи: энергия в отличие от вещей представляет собой определенное свойство материи - способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и иной деятельности. С точки зрения процесса исполнения договора некоторые юристы предлагали квалифицировать договор снабжения энергией как договор подряда. Однако если говорить, что процесс снабжения электроэнергией является работой, то в данном случае будет трудно определить один из главных признаков этого понятия - овеществленный результат. Сейчас процесс продажи электроэнергии и ее доставки (передачи) до потребителя выделен в разные правовые формы, и передача электроэнергии на энергопринимающие устройства потребителя квалифицирована законодателем как услуга (ст. 3, 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). На мой взгляд, оценку понятия "энергия" следует производить с точки зрения существующих правовых форм ее оборота. Ведь основная законодательная цель - наладить надлежащий хозяйственный оборот этого товара, учитывая его высокую публичную значимость. В чем же состоит специфичность сделок с энергией? Во-первых, ГК РФ выделяет в качестве обязательного признака договора энергоснабжения присоединенную сеть. Во-вторых, реализация указанного товара требует со стороны покупателя наличия специальных средств учета электроэнергии. В-третьих, поскольку энергия является основой жизнедеятельности общества, закон предусматривает специальные правила о расторжении или приостановлении действия договора. На практике можно встретить различные судебные толкования понятия "присоединенная сеть". Одни суды считают, что присоединение должно носить непосредственный характер. В принципе это следует из п. 2 ст. 539 ГК РФ, устанавливающего, что условием заключения договора энергоснабжения является наличие присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сети энергоснабжающей организации. В случае если потребитель присоединен к сети третьего лица, которое, в свою очередь, присоединено к сети энергоснабжающей организации, то такое присоединение носит опосредованный характер и не соответствует требованию п. 2 ст. 539 ГК РФ. В то же время в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2002 г. по делу N А33-9279/01-С3а-Ф02-209/02-С1 была высказана следующая позиция: "Суд установил наличие технической возможности заключения договора теплоснабжения с ООО... - присоединение энергопринимающего устройства через сети другого абонента к сетям энергоснабжающей организации и возможность обеспечения учета потребляемой тепловой энергии. Довод заявителя кассационной жалобы о том, что заключение договоров допустимо при непосредственном подключении энергопринимающего устройства к сети, принадлежащей энергоснабжающей организации, не основан на статьях 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации". Такая позиция имеет существенный изъян. Закон не предусматривает в отношении энергоснабжающей организации обязанность урегулировать подачу электроэнергии по договору энергоснабжения через сети, принадлежащие третьим лицам, а потребитель, обратившийся с заключением договора энергоснабжения, не вправе требовать от энергоснабжающей организации совершить такие действия в отношении третьего лица. Как следует из п. 3 ст. 308 ГК РФ, обязательство не создает обязанности для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Соответственно договор энергоснабжения не может решать судьбу имущества третьего лица. Приведенная позиция суда разрушает универсальность конструкции договора энергоснабжения и вводит не урегулированный законом элемент правоотношений. Это нашло отражение и в судебной практике. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 5 ноября 2002 г. по делу N А 12-2105/02-С18 указано, что лицо обратилось к энергоснабжающей организации с иском о заключении трехстороннего договора, по которому энергоснабжающая организация должна поставлять электроэнергию, в том числе через сети третьего лица. В иске было отказано по следующим основаниям: "Представленный истцом проект договора... содержит как элементы публичного договора энергоснабжения, от заключения которого истец не уклонялся, так и элементы договора на оказание услуг, заключение которого для ответчика не является обязательным". В другом деле (Постановление ФАС Поволжского округа от 18 июня 2002 г. по делу N А 06-272-9/02) суд расценил отсутствие непосредственного присоединения к сетям как основание для отказа в заключении договора энергоснабжения: "В силу п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности поставить потребителю энергию. Ответчик указывает, что такая возможность отсутствует по техническим причинам, энергоустановки истца не присоединены непосредственно к сетям ответчика. Данный вывод подтвержден материалами дела и признан судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска". ФАС Московского округа в Постановлении от 17 апреля 2001 г. по делу N КГ-А40/1621-01 также посчитал наличие непосредственного присоединения к сетям существенным для заключения договора энергоснабжения. В связи с изложенным характерной чертой договора энергоснабжения является именно непосредственное присоединение энергопринимающих устройств потребителя к сетям энергоснабжающей организации. Кроме договора энергоснабжения в рамках оптового рынка электроэнергии существовали так называемые договоры поставки. В них отсутствовал существенный признак договора энергоснабжения. Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. по делу N А33-5182/03-С1-Ф02-4986/03-С2 суд сделал следующие выводы относительно договора поставки электроэнергии на оптовом рынке: "Наличие присоединенной сети и прямого договора между двумя субъектами ФОРЭМ (продавцом и покупателем электрической энергии) не является обязательным и определяющим условием (п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации) в отношениях, складывающихся при купле-продаже электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности)". В действительности если к отношениям по купле-продаже электроэнергии на оптовом рынке применять положения ГК РФ о договоре энергоснабжения, возникла бы большая трудность - покупатель и продавец непосредственно не соединены друг с другом электросетью. Таким образом, до принятия законодательных актов о реформировании электроэнергетики сложились две системы договорных связей, опосредующих оборот электроэнергии, - энергоснабжение через присоединенную сеть и договор поставки на оптовом рынке. Федеральный закон "Об электроэнергетике" ввел новые правовые формы оборота электроэнергии. В нем упоминаются договор купли-продажи электроэнергии, договор поставки электроэнергии, двусторонние договоры купли-продажи, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии, конкурентный отбор заявок на покупку (продажу) электроэнергии на оптовом рынке. Сущность указанных договорных форм можно выразить одним понятием - "купля-продажа электроэнергии". С принятием законодательных актов в сфере электроэнергетики ГК РФ также претерпел изменения. Согласно ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила о договоре энергоснабжения применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, Федеральный закон "Об электроэнергетике", являясь специальным актом регулирования, имеет более приоритетное значение для регулирования договоров, опосредующих оборот электроэнергии, чем соответствующая глава ГК РФ. Изменился и субъектный состав правоотношений по купле-продаже электроэнергии. Помимо энергоснабжающих организаций в него включены производители электроэнергии, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики. Особым субъектом указанных отношений является гарантирующий поставщик. Введение этого участника рынка позиционируется законодателем как гарантия надежного обеспечения потребителей электрической энергией (ст. 38 Закона "Об электроэнергетике"), для которого установлен ряд специальных условий осуществления деятельности, в частности обязанность обслуживания каждого потребителя, который к нему обратится. Публичная значимость гарантированного поставщика подчеркивается законодателем при регламентации вопроса о приобретении хозяйствующим субъектом статуса гарантирующего поставщика. Статус гарантирующего поставщика присваивается в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Соотношение различных правовых форм оборота электроэнергии

ГК РФ (ст. 539) регулирует лишь одну договорную форму купли-продажи электроэнергии - договор энергоснабжения. В связи с этим необходимо выяснить, как соотносятся между собой понятия "купля-продажа", "поставка", "энергоснабжение", используемые законодателем как различные формы оборота электроэнергии. Согласно ст. 539 ГК РФ под договором энергоснабжения понимается договор, из которого возникают обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию и обязанность абонента оплачивать принятую энергию. Как уже говорилось, ключевым элементом, характеризующим договор энергоснабжения, является обязанность подавать энергию через присоединенную сеть. То есть обязательства по энергоснабжению включают в себя не только действия по продаже электроэнергии, но и по ее подаче на энергопринимающие устройства потребителя. Закон "Об электроэнергетике" предусматривает несколько иную конструкцию в отношении понятия купли-продажи электроэнергии. Пунктом 2 ст. 37 Закона закреплено, что в договоре купли-продажи может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителя. Это означает, что у продавца вместо обязанности подать электроэнергию потребителю есть обязанность урегулировать этот вопрос с сетевой компанией. Кроме того, в ст. 37 содержится норма, закрепляющая свободу потребителя в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электроэнергии и запрет сетевой компании отказывать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электроэнергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика электроэнергии. То есть потребитель, заключив договор купли-продажи, вправе самостоятельно урегулировать правоотношения по доставке ему приобретенной электроэнергии с сетевой компанией независимо от того, с каким поставщиком он заключил договор. Исходя из этого, можно сделать вывод, что договор купли-продажи и договор энергоснабжения отличаются наличием у продавца обязанности подать электроэнергию потребителю на его энергопринимающие устройства через присоединенную сеть. По договору купли-продажи у продавца такой обязанности нет, у него есть обязательство только продать электроэнергию. Исходя из этого, договор купли-продажи и договор энергоснабжения являются различными конструкциями, опосредующими оборот электроэнергии. Договор энергоснабжения по существу является конструкцией, в которой совмещаются обязательства по купле-продаже электроэнергии и обязательства по оказанию услуг по ее передаче. Это диктует также и необходимость различного подхода к описанию рисков, связанных с переходом права собственности на товар, места исполнения обязательства и других условий при заключении соответствующего вида договора. Закон "Об электроэнергетике" не проводит различия и не показывает соотношение между договором поставки и договором купли-продажи электроэнергии. Исходя из текста ст. 539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с потребителем, т. е. имеет своей целью удовлетворение собственных нужд покупателя. В то же время договор купли-продажи (поставки) может быть заключен между производителем электроэнергии и энергосбытовой организацией, которая впоследствии перепродаст приобретенную электроэнергию в целях получения прибыли. Возможно, указанные договоры необходимо различать исходя из целей приобретения электроэнергии. Например, когда товар (электроэнергия) приобретается в предпринимательских целях. Различия между договорами энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии просматриваются и в некоторых специальных правилах, установленных законодателем. В п. 2 ст. 37 Закона "Об электроэнергетике" закреплена существенная особенность в отношении договоров купли-продажи или поставки электроэнергии. Потребитель и поставщик электроэнергии, т. е. стороны договора, не вправе расторгнуть договор до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении. Таким образом, для таких договоров надлежащим юридическим составом для расторжения будут: действия сторон по расторжению договора (соглашение сторон, односторонний отказ, в случае если он допускается); уведомление в адрес сетевой компании о намерении расторгнуть договор. Сетевая компания посредством оказания услуг по передаче электроэнергии по сетям обеспечивает исполнение договоров купли-продажи (поставки), передавая приобретенные потребителем объемы электроэнергии через свои сети на энергопринимающие устройства потребителя. Исполнение договора на оказание услуг по передаче электроэнергии зависит от исполнения договора купли-продажи электроэнергии, и наоборот. Эта зависимость прослеживается в Законе "Об электроэнергетике" (п. 2 ст. 26), который устанавливает, что условием оказания услуг по передаче является наличие правоотношений по купле-продаже электроэнергии и надлежащее исполнение сторонами своих обязанностей в рамках этих правоотношений. Поэтому факт расторжения договора купли-продажи электроэнергии является существенным для сетевой компании. На договор энергоснабжения это требование не распространяется, поскольку в нем функции поставщика и сетевой компании совмещаются в одном лице. Усложнение правоотношений в этой сфере купли-продажи электроэнергии сказывается и на судебной практике, где нередко допускаются ошибки квалификации. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 20 января 2004 г. по делу N КГ-А40/11186-03 рассматривался иск о понуждении заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии. Решением суда в иске было отказано, поскольку суд не разобрался с вопросом о разделении видов деятельности. Был заключен договор энергоснабжения потребителя. Для обеспечения его исполнения поставщик обратился в АО "Энерго" с предложением урегулировать отношения по передаче электроэнергии путем заключения соответствующего договора. Суд отказал в иске по следующему основанию: "Не может быть двух договоров подачи электроэнергии с одним и тем же потребителем". Однако в данном случае имеют место два разных по своему содержанию правоотношения. Поэтому суд кассационной инстанции отменил решение суда, указав, что суд не учел того обстоятельства, что в силу технических условий устройства сетей истец без использования принадлежащих ответчику переключающих и передающих устройств лишен возможности осуществлять свою основную деятельность по подаче электроэнергии от генерирующих организаций ее потребителям. В какой мере к договорам купли-продажи (поставки) электроэнергии применяются нормы о договоре энергоснабжения? Если исключить из внимания нормы ГК РФ о такой характеристике договора энергоснабжения, как подача электроэнергии через присоединенную сеть, договор купли-продажи такого специфичного объекта, как электроэнергия, может регулироваться нормами о договоре энергоснабжения, в том числе об объеме, качестве, учете электроэнергии, расторжении и изменении договора. Иной подход повлечет возникновение законодательного пробела в регулировании такой специальной правовой формы, как договор купли-продажи (поставки) электроэнергии. В конечном итоге однозначный ответ на этот вопрос даст судебная практика, однако видится целесообразным подход, согласно которому договор купли-продажи электроэнергии может регулироваться нормами ГК РФ о договоре энергоснабжения в той части, в какой они не противоречат существу этих правоотношений.

Форма Стороны Различия Плюсы/минусы

Д-р энерго - Энергоснабжающая 1. У продавца есть 1. Можно заключить снабжения организация - обязанность не только только один такой потребитель продать, но и подать э/э договор (абонент) 2. Место исполнения 2. Заключение обязательства всегда договора жестко одинаково (точка привязано к условию потребления) о наличии присоединения к электрическим сетям данного продавца 3. Договор публичный

Д-р купли - Продавец - 1. У продавца есть 1. Можно заключить продажи покупатель обязанность только не один договор /поставки продать электроэнергию 2. Место исполнения 2. У покупателя обязательств может быть есть возможность определено сторонами. самостоятельно Заключение договора не решить вопрос привязано к условию о предоставления наличии присоединения инфраструктурных покупателя к сетям услуг продавца 3. В договоре купли - 3. Договор назван продажи может быть законом публичным предусмотрена обязанность только в отношении поставщика заключить гарантирующего договор оказания услуг поставщика по передаче электроэнергии в интересах потребителя

Как видно из представленной таблицы, договор купли-продажи позволяет более гибко строить отношения на рынке электроэнергии. Технологические требования, предъявляемые законом к договору энергоснабжения, ограничивают потребителя возможностью заключить только один такой договор и только с одной энергоснабжающей организацией. Исключением может быть случай, когда потребитель имеет присоединение к сетям нескольких энергоснабжающих организаций. В то же время потребитель, заключивший договор энергоснабжения, не лишен возможности заключить договор купли-продажи с другим поставщиком, урегулировав при этом с энергоснабжающей организацией вопрос о раздельном учете обязательств по разным договорам <*>. -------------------------------- <*> Такая возможность следует в том числе из Федерального закона "Об электроэнергетике", в п. 2 ст. 37 которого сказано, что "поставщики (за исключением гарантирующих поставщиков) и потребители электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры)".

При заключении договора купли-продажи вопрос подачи электроэнергии урегулируется отдельным договором оказания услуг по ее передаче, заключаемым с сетевой организацией. Услуги сетевой организации оплачиваются с фактически переданного через принадлежащие ей сети объема энергии по отдельному тарифу на указанные услуги. Для сетевой организации не имеет существенного значения "принадлежность" передаваемой электроэнергии. Поэтому покупатель вправе заключить несколько договоров купли-продажи с разными поставщиками. Введенная дифференциация правовых форм оборота электроэнергии служит целям развития конкуренции на рынке электроэнергии, в рамках которого у потребителя появится реальная возможность выбрать предпочтительные условия покупки.

Публичность правоотношений в сфере купли-продажи электроэнергии

Ранее этот вопрос был ясен - договор энергоснабжения является публичным (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Однако, поскольку в настоящее время формы, опосредующие куплю-продажу электрической энергии, дифференцированы, встает вопрос о публичности иных предусмотренных договорных форм. Закон "Об электроэнергетике" однозначно отвечает на вопрос о публичности договоров с гарантирующим поставщиком. В п. 5 ст. 38 Закона прямо сказано, что договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. В п. 2 ст. 37 также установлено, что в случае если поставщиком электроэнергии по договору купли-продажи выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор. Остаются вопросы в отношении договоров купли-продажи (поставки), заключаемых с энергосбытовыми организациями и производителями электроэнергии. Такие договоры прямо не названы законом публичными. Но по условиям ст. 426 ГК РФ прямое указание закона на публичность не является квалифицирующим признаком такого договора. Перечисление отдельных видов публичных договоров, содержащееся в п. 1 ст. 426 ГК РФ, носит примерный и неисчерпывающий характер. Пункт 2 ст. 37 Закона "Об электроэнергетике" закрепляет свободу потребителя в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Однако в отношении энергосбытовых организаций и производителей электроэнергии такой свободы нет. Кроме того, основная деятельность энергосбытовых организаций заключается в купле-продаже электроэнергии. В то же время указанных условий недостаточно для квалификации договора как публичного - необходимо установить, какой характер примет деятельность указанных субъектов. Если характер деятельности энергосбытовой организации будет состоять в обязательности обслуживания каждого лица, которое обратится к ней с предложением о заключении договора купли-продажи, такой договор должен признаваться публичным. В некоторых случаях суды связывают публичность договора с монопольной позицией коммерческой организации на рынке товара. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2003 г. по делу N А 57-9311/02-11 суд отказал в иске о понуждении заключить договор на техническое обслуживание лифтов, мотивируя это в том числе следующим: "ЗАО... является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на основании устава, и одна из задач деятельности - получение прибыли. Наряду с ответчиком... имеются иные организации, осуществляющие обслуживание лифтов... Таким образом, считать ответчика монополистом... по оказанию услуг по техническому обслуживанию лифтов, объединенных диспетчерских систем и контроля за работой лифтов оснований не имеется". Таким образом, публичность договора купли-продажи электроэнергии с производителем или энергосбытовой организацией будет определяться в каждом случае, исходя из характера деятельности указанных субъектов. Рассматривая вопрос о публичности договоров на рынке электроэнергии, следует отметить, что в настоящее время деятельность по купле-продаже электроэнергии подлежит государственному регулированию путем установления тарифов на электроэнергию. При установлении тарифа поставщик представляет в регулирующий орган данные о балансе производства (потребления) электроэнергии, поставляемой им. Объем производства электроэнергии, необходимой для поставки соответствующим потребителям, обслуживаемым указанным поставщиком, является одной из переменных для расчета тарифа на электроэнергию. Проще говоря, в тарифе на электроэнергию, отпускаемую определенным поставщиком, учитываются его затраты на поставку определенного объема электроэнергии, исходя из существующих у него на обслуживании потребителей электроэнергии. Если поставщик в данном случае отказывает потребителю, объем потребления которого учитывался при установлении тарифа, в заключении договора купли-продажи, это означает, что поставщик получает в составе тарифа экономически необоснованные средства. Тем самым нарушается баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, обеспечение которого является одной из целей законодательства о государственном регулировании цен. В связи с этим представляется, что поставщик или производитель, цены на энергию для которого устанавливаются регулирующим органом, не могут отказывать в заключении (продлении) договора с потребителями, объем потребления которых учитывался при установлении тарифа.

Название документа